Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Теория отражения— материалистическая теория познания, согласно которой человеческие ощущения, понятия, научное познание в целом есть отражение объективно существующей действительности. В борьбе против идеалистической теории познания, рассматривающей человеческую мысль как творца материального мира, марксизм развил и обосновал единственно научную гносеологию (см.), центральным пунктом которой является понимание сознания (см.), мышления (см.) как отражения вне и независимо от нас существующего внешнего мира. «Для Гегеля,— писал Маркс,— процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление, У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Философский идеализм не признаёт мышления как отражения действительности, ибо это означало бы признание той исходной материалистической предпосылки, что материя, материальный мир первичны, а сознание, мысль вторичны. В полном противоречии е наукой, неоспоримо установившей факт отражения в человеческой голове объективной реальности, существующей независимо от сознания, идеалисты отстаивают свой ложный, реакционный тезис о том, что материальные предметы есть лишь комплекс ощущений, что помимо ощущений ничего нет и не может быть, что человеку не дано знать, есть ли что-либо за ощущениями, что наши понятия и представления — лишь символы, иероглифы, знаки, создаваемые человеком для «удобства» познания, и т. п. Особенно широкое распространение эти взгляды, выдвинутые ещё в первой половине XVIII в. Английским епископом Беркли (см.), получили в конце XIX и начале XX в. (махизм — см., эмпириомонизм— см. и т. п.). Эти взгляды господствуют в современной буржуазной философии ( прагматизм — см., позитивизм — см., логический позитивизм — см. и т. д.).
В книге «Материализм и эмпириокритицизм » (см.) Ленин подверг глубокой и уничтожающей критике идеалистическую гносеологию и творчески, всесторонне развил марксистскую теорию отражения. Ленин указывал, что в основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове. Ленин беспощадно клеймил всякую малейшую уступку идеализму и агностицизму (см.) в этом вопросе. Ленин резко раскритиковал Плеханова (см.) за допущенную км ошибку при изложении материализма, за утверждение, что человеческие ощущения, понятия являются иероглифами.
Ленин показал, что путаница по такому принципиальному вопросу неизбежно ведёт к агностицизму и идеализму (см. Теория иероглифов). В действительности ощущения и понятия человека являются копиями действительных вещей и процессов природы. На примере глубочайшего кризиса физики в условиях капиталистического общества начала XIX в. Ленин показал, что наука не может двигаться вперёд, отступая от материалистического понимания познания как отражения объективной природы.
В отступлении от этого материалистического учения заключается суть кризиса. Это положение Ленина актуально и для нынешнего этапа развития науки и борьбы против идеализма. Современные «клоуны буржуазной науки», как называл Ленин буржуазных профессоров, приспособляющих результаты науки к интересам защиты фидеизма (см.) и поповщины, пытаются дискредитировать материалистическую теорию отражения, навязать естествоиспытателям мнение, что положения и формулы науки не могут быть отражением объективной внешней природы, что это лишь произвольная конструкция ума. И ныне ряд областей естествознания в буржуазных странах, отражая углубление общего кризиса капитализма, находится в состоянии глубокого кризиса.
В основе этого кризиса лежит нежелание многих буржуазных естествоиспытателей встать на позиции материалистической теории отражения, их борьба против материализма. Отсюда такие глубоко враждебные науке явления, как вейсманизм-морганизм (см.) в биологии, многочисленные, разновидности современного « физического» идеализма (см.) и т. д. Марксистско-ленинская теория отражения обоснована великими открытиями науки, в том числе открытиями корифеев русской науки — Сеченова (см), и Павлова (см.). Сеченов и Павлов раскрыли физиологический механизм психических процессов, открыли законы высшей нервной деятельности и неопровержимо доказали, что психическая деятельность возможна лишь как отражение внешнего мира, как результат воздействия объективной реальности на органы чувств, на мозг животных (и человека). Марксизм разработал вопрос о том, как совершается в человеческой голове процесс отражения объективной действительности.
В отличие от метафизической теории отражения старых, домарксовских материалистов, понимавших «отражение» как пассивное, мёртвое отображение в сознании предметов и явлений внешнего мира, марксистско - ленинская, диалектико - материалистическая теория отражения понимает процесс познания, процесс отображения внешнего мира в человеческом сознании как активный, диалектически развивающийся, внутренне противоречивый процесс. Вопрос о том, как совершается процесс познания объективной истины, имеет огромное значение для всех наук, для любой области человеческого знания (см. Познание), Отражение общественной жизни зв сознании людей в классовом обществе носит классовый характер. Источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов нужно искать в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются идеи, теории, взгляды.