Filslov.ru - Философия как предмет науки


Сознание — высшая форма отражения объективной реальности, свойственная человеку. Сознание человека является функцией «того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека». Под общественным сознанием необходимо понимать совокупность общественных идей, теорий, взглядов, отражающих условия материальной жизни общества, способ производства материальных благ.

Сознание возникает у человека в процессе трудовой общественно-производственной деятельности. Сознание поэтому является продуктом общественного развития. Именно в процессе труда, в процессе изготовления орудий производства и воздействия на природу человек осознаёт, раскрывает свойства предметов, отделяет существенное от несущественного, необходимое от случайного, выявляет необходимые и закономерные связи явлений. В процессе труда человек осознаёт также своё собственное отношение к окружающей его среде, к людям, участвующим в процессе производства. Так как сознание возникает лишь на базе общественно-трудовой деятельности, то даже самые высшие животные лишены его.

Наличие сознания предполагает способность действенного, осознанного отношения к окружающей среде, которая даёт возможность выделить себя из среды, определить своё отношение к ней, организовать целенаправленную трудовую деятельность. Перечисляя необходимые моменты человеческого труда, отличающие его от «инстинктивных форм труда» животных, Маркс указывает на целесообразную деятельность человека, которая отсутствует у животных. Развитие психики животного составляет лишь пред историю человеческого сознания. Возникновение сознания связано с возникновением языка, который так же древен, как и сознание. Формирование языка оказало огромное влияние на формирование и развитие сознания. Звуковой язык является одной из тех сил, которые помогли людям развить своё сознание, своё мышление.

Вопрос об отношении сознания к материи, к бытию является основным вопросом философии. В противоположность идеализму, который считает, что «дух», сознание первично, а бытие, материя, природа является вторичным, марксистский философский материализм исходит из того, что материя, существующая вне и независимо от сознания, первична, так как она является источником ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, отображением бытия. Вторичность сознания по отношению к материи, к бытию проявляется в том, что сознание возникает лить на известной ступени развития материи, развития природы, что сознание в виде идей, теорий возникает у человека лишь в результате отражения им окружающей среды, что общественное сознание в целом — духовная жизнь общества — определяется условиями материальной жизни людей, способом производства материальных благ.

Общественное бытие людей определяет общественное сознание людей. Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества,— таковы его идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения. С изменением общественного бытия людей изменяется и общественное сознание. Духовная жизнь общества проявляется в различных формах общественного сознания: в политических взглядах, в философии, науке, религии, искусстве и т. п. В классовом обществе общественное сознание людей всегда имеет классовый характер.

Классики марксизма-ленинизма не только объяснили происхождение сознания, но и выяснили роль сознания, роль идей в общественном развитии. Они показали, что, возникнув на основе общественного бытия, общественное сознание в свою очередь воздействует на это бытие. Новые, прогрессивные идеи, взгляды, теории, отражая интересы передовых, прогрессивных сил общества, помогают борьбе со старым, отживающим, облегчают движение общества вперёд. «Без их организующей, мобилизующей и преобразующей работы невозможно разрешение назревших задач развития материальной жизни общества» (См также Мышление.)