Filslov.ru - Философия как предмет науки


Физический идеализм. — Термин «физический» идеализм впервые ввёл Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (см.). «Физический» идеализм порождён кризисом физики, начавшимся в конце XIX в. в связи с новейшими открытиями науки. Он имеет и свои классовые корни. «Физический» идеализм возник в период империализма, который, по определению Ленина, означает реакцию «по всей линии». «Физический» идеализм есть одно из выражений этой реакции в области естествознания, выражение борьбы буржуазных философов и идеалистов-естествоиспытателей против материалистической науки и материалистической философии, в защиту идеализма, фидеизма, за примирение науки с религией.

Из огромных успехов физики, в частности из открытия радиоактивности и создания электронной теории материи, подпавшие под влияние идеализма и метафизически ограниченные естествоиспытатели делали совершенно неверный вывод, будто эти успехи и открытия привели материалистическое миропонимание к краху. «Материя исчезла» — таков основной принцип «физического» идеализма. Суть кризиса физики поэтому заключалась в отрицании того, что физические понятия отражают объективно существующую реальность, материю. В действительности новые открытия физики разрушали метафизические представления о материи и подтверждали диалектический материализм, но естествоиспытатели, не зная диалектического материализма, стали отрицать всякий материализм.

««Материя исчезает», — писал Ленин,— это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Ленин показал, что прекрасной иллюстрацией правоты диалектического материализма служит открытие сложного строения атома, неисчерпаемость его, отрицание новейшей физикой таких приписываемых раньше материи свойств, как непроницаемость, независимость массы от движения и т. д. Неисчерпаемость атома, изменчивость всех форм материи и её движения всегда были опорой диалектического материализма.

Дав глубокий анализ сущности «физического» идеализма и кризиса в физике, Ленин раскрыл причины, вызвавшие этот кризис. Характеризуя первую причину кризиса, Ленин . писал, что в современной физике огромную роль играет математика, математическая обработка данных науки: эта положительная сторона прогресса науки используется реакционерами, для того чтобы свести объективный мир к математическим формулам, чтобы сделать ложный вывод, будто за математическими уравнениями нет объективной реальности, материи. Другой причиной кризиса является принцип релятивизма, т. е. относительности человеческих знаний, принцип, который при незнании диалектики неминуемо ведёт к идеализму.

В действительности момент относительности знаний, неизбежный в силу исторической обусловленности каждого нового шага науки, означает лишь, что нельзя абсолютизировать каждую добытую истину, что с прогрессом пауки и производственной деятельности людей научные истины уточняются, совершенствуются, углубляются, а всё устаревшее, не подтвердившееся отбрасывается. Неизбежный момент относительности знаний «..идеалисты абсолютизируют и используют для отрицания объективной истины, отрицания внешнего мира, отражаемого человеческим сознанием. Критикуя философский релятивизм «физических» идеалистов, Ленин дал разработку вопроса о соотношении между относительной и абсолютной истиной, показал, что из суммы относительных истин складывается истина абсолютная (см. Абсолютная и относительная истина).

«Физический» идеализм есть фюр-ма субъективного идеализма, возникшая в результате неправильного философского понимания частью естествоиспытателей новейших открытий физики. В настоящее время в капиталистических странах «физический» идеализм имеет широкое распространение. Буржуазные философы и ряд буржуазных естествоиспытателей дают идеалистическое истолкование квантовой механики, теории относительности и т. д. Бор, Шрёдингер, Гейзенберг, Дирак, Милн и др. являются представителями современного «физического» идеализма.

Замечательные открытия науки, как, например, открытие превращаемости друг в друга различных материальных частиц (фотонов в электроны и позитроны, и наоборот), используются для того, чтобы протащить идеалистическое учение об исчезновении материи, о рождении материи из «чистой» энергии и т. п. Из теории относительности делается вывод о том, что пространство, время не являются объективными формами бытия. Один из авторов теории относительности, Эйнштейн, во многих важнейших вопросах стоит на позициях «физического» идеализма. Любое открытие науки используется современными реакционерами в философии, для того чтобы отрицать объективную причинность, необходимость, для того чтобы провозгласить «свободу воли» у электрона и т. п.

Но в то же время растёт число передовых учёных, борющихся против «физического» идеализма и видящих в диалектическом материализме единственную философскую основу подлинно научного исследования природы. Ярким представителем таких учёных был французский физик Ланжевен. В ряду таких учёных стоят Ирэн и Фредерик Жолио-Кюри во Франции, Блекнет, Бернал в Англии и др. Ленин указал естествоиспытателям выход из кризиса физики. Выход этот состоит в переходе на позиции диалектического материализма. Советские естествоиспытатели ведут борьбу против «физического» идеализма, проповедуемого буржуазными философами, а также против сохранившихся в советской физике пережитков «физического» идеализма.