Filslov.ru - Философия как предмет науки


Беркли ДжорджБеркли Джордж (1684— 1753) — реакционный английский философ, епископ, субъективный идеалист, злейший враг материализма. По мнению Беркли, все качества вещей и сами вещи суть Лишь человеческие ощущения; окружающие предметы не существуют объективно, независимо от человека; реальны только ощущения. Предметы поэтому существуют, заявляет Беркли, лишь постольку, поскольку они воспринимаются.

Существовать — значит быть воспринимаемым. Но это положение приводит Беркли к солипсизму, к отрицанию объективного существования всего реально существующего, в том числе и людей, кроме воспринимающего субъекта, т. е. своего «Я». Стремясь выйти из нелепостей солипсизма, Беркли вступает в противоречие с исходным положением своей философии (вещь есть комбинация ощущений); он утверждает, что причиной, вызывающей ощущения, Является бог (существующий независимо от ощущений). Таким образом Беркли подходит к объективному идеализму: мир оказывается у него не представлением «Я», результатом одной верховной духовной причины. Философская система Беркли, глубоко враждебная науке, была направлена против материализма как философской основы атеизма.

«На основе учения о материи или о телесной субстанции,— писал Беркли,— воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии... Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от неё, что, раз будет удалён этот краеугольный камень,— и всё здание неминуемо развалится». Философия Беркли была реакцией крупной английской буржуазии XVIII в. на английский материализм XVII в., выражением интересов пришедшей к власти буржуазии, её страха перед революцией.

Откровенная до цинизма защита религии мракобесом Беркли была одновременно защитой эксплуататорской власти; религия, по Беркли, призвана обуздать народ. Взгляды Беркли нашли своё дальнейшее развитие в махизме (см.). В « Материализме и эмпириокритицизме» В. И. Ленин подверг уничтожающей критике взгляды Беркли и его последователей. Подавляющее большинство современных буржуазных философов основывает свои философские теории на субъективном идеализме Беркли. (См, Прагматизм; Неореализм; Логический позитивизм) Основные работы Беркли: «Трактат об основах человеческого познания» (1710), «Три разговора между Гиласом и Филоноусом» (1713).