Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем

Существовать — значит быть воспринимаемым. Но это положение приводит Беркли к солипсизму, к отрицанию объективного существования всего реально существующего, в том числе и людей, кроме воспринимающего субъекта, т. е. своего «Я». Стремясь выйти из нелепостей солипсизма, Беркли вступает в противоречие с исходным положением своей философии (вещь есть комбинация ощущений); он утверждает, что причиной, вызывающей ощущения, Является бог (существующий независимо от ощущений). Таким образом Беркли подходит к объективному идеализму: мир оказывается у него не представлением «Я», результатом одной верховной духовной причины. Философская система Беркли, глубоко враждебная науке, была направлена против материализма как философской основы атеизма.
«На основе учения о материи или о телесной субстанции,— писал Беркли,— воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии... Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от неё, что, раз будет удалён этот краеугольный камень,— и всё здание неминуемо развалится». Философия Беркли была реакцией крупной английской буржуазии XVIII в. на английский материализм XVII в., выражением интересов пришедшей к власти буржуазии, её страха перед революцией.
Откровенная до цинизма защита религии мракобесом Беркли была одновременно защитой эксплуататорской власти; религия, по Беркли, призвана обуздать народ. Взгляды Беркли нашли своё дальнейшее развитие в махизме (см.). В « Материализме и эмпириокритицизме» В. И. Ленин подверг уничтожающей критике взгляды Беркли и его последователей. Подавляющее большинство современных буржуазных философов основывает свои философские теории на субъективном идеализме Беркли. (См, Прагматизм; Неореализм; Логический позитивизм) Основные работы Беркли: «Трактат об основах человеческого познания» (1710), «Три разговора между Гиласом и Филоноусом» (1713).