Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Позитивизм (лат.— положительный) — одно из наиболее распространённых идеалистических течений в буржуазной философии. Позитивизм претендует на то, что он якобы покончил с философией и в своих теориях опирается не на «абстрактные умозаключения», а исключительно на «позитивные», «положительные» факты.
Позитивизм утверждает, что он возвышается как над материализмом, так и над идеализмом, не являясь ни тем, ни другим. На деле, однако, позитивизм представляет собой одну из разновидностей субъективного идеализма. «Отрицание» философии есть в действительности уловка буржуазных философов, пытающихся протащить идеализм в науку. Утверждая, что естествоиспытатели могут и должны обходиться без философии, что главное — это факты, позитивисты пытаются объяснять сами факты в духе философского идеализма. «Отрицание» философии сводится к борьбе против научной философии материализма и к защите идеализма. Характерная черта позитивизма — идеалистическое понимание опыта и науки как совокупности субъективных ощущений, представлений, переживаний, отрицание объективных законов природы и общества.
Роль науки сводится к описанию (а не объяснению) фактов, понимаемых лишь как определённые состояния сознания. Позитивизм возрождает агностицизм Юма (см.) и других идеалистов, пытается доказать, что познание не идёт дальше чувственных восприятий и что сама постановка вопроса о существовании объективного, независимого от восприятия внешнего мира является якобы ненаучной, «метафизичной» и т. д. Родоначальником позитивизма считается французский философ XIX в. Конт Огюст (см.). Ленин в работе « Материализм и эмпириокритицизм» (см.) дал уничтожающую критику позитивизма, назвал позитивистов «выродившимися болтунами, именующими себя философами», а их метод аргументации заклеймил как «сплошной буржуазный шарлатанизм».
Представители механистической ревизии марксизма в СССР позитивистски ставили вопрос о философии, сводя её к роли «последних выводов естествознания» и защищая позитивистский лозунг — «философию за борт». Вопреки позитивизму развитие конкретных наук не уничтожает философию. Чтобы конкретные науки давали правильные выводы, они должны развиваться на базе единственно научного философского учения — диалектического материализма.. Современные буржуазные позитивисты (представители так называемого «третьего позитивизма», «вторым позитивизмом» был махизм—см.) под новыми вывесками — логический позитивизм (см.), семантическая философия (см.), критический реализм (см.) и т. п.— продолжают отстаивать субъективный идеализм.
Большое распространение получил позитивизм в буржуазной социологии. Объявляя себя стоящими «выше» материализма п идеализма, сопиологи позитинисты на деле являются типичными представителями идеалистического понимания истории и резко выступают против материалистического подхода к обществу. По своей классовой сущности социология позитивизма представляет собой свод всевозможных «аргументов» и «рассуждений» в защиту капитализма. В США во второй половине XIX в. реакционные идеи позитивистской социологии развивает Джон Дрепер — автор «Истории умственного развития Европы». В эпоху империализма позитивистская социология ставит своей главной задачей борьбу с историческим материализмом и обоснование разбойничьей политики финансового капитала. Так, например, немецкий социолог-позитивист Мюллер-Лиер, отрицая объективные общественные закономерности, объявил весь ход истории продуктом человеческой воли и в первую очередь воли империалистического государства.
Современные американские социологи-позитивисты Бернард, Анджелл, Огборн и др., опираясь на позитивистское отрицание возможности раскрыть законы истории, «доказывают», что противоречия капитализма сводятся к противоречиям человеческой психики; поэтому вместо борьбы с капитализмом они рекомендуют добиваться приспособления человеческого сознания к капиталистическим порядкам. Современные позитивисты — воинствующие защитники финансового капитала США. Устами Огборна они предлагают приспособить социологию к проблеме атомной войны.
Исторический материализм, ведя непримиримую борьбу с позитивистской социологией, разоблачает её антинаучный характер, её буржуазную реакционную сущность.