Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Логический позитивизм, или логический эмпиризм,— одно из господствующих в настоящее время в буржуазной философии направлений, форма субъективного идеализма, характерная для вырождающейся буржуазной философии эпохи загнивания капитализма. Эта реакционная, идеалистическая школа возникла в Австрии в 20-х годах XX в. (так называемый «Венский кружок»: Шлик, Карнап, Франк и др.) как прямое продолжение махизма. В настоящее время оставшиеся в живых участники «Венского кружка» обосновались в США. В Англии главными представителями логического позитивизма являются в настоящее время Рассел, Поппер, Айер, Уисдом.
В решении основного вопроса философии логические позитивисты продолжают линию Юма и Маха, отрицая независимую от чувственного опыта объектив ную реальность. Традиционную борьбу субъективного идеализма против материализма логические позитивисты пытаются подкрепить символической логикой ( логистикой—см.). Главные функции логического позитивизма состоят:
1) в фальсификации выводов естествознания и в извращении их смысла и теоретического содержания в духе идеализма;
2) в эмпирическом ограничении научного познания; тем самым логический позитивизм играет наруку религии, оправдывая её претензии на возможность ненаучного, мистического познания; i этику и эстетику логический позитивизм также исключает из компетенции науки;
3) в искажении логики, её роли в научном познании я её отношения к действительности. Основной задачей философии логический позитивизм считает «анализ» научных понятий и суждений. С помощью софистики логические позитивисты стараются вытравить из научных понятий и суждений всякое объективное содержание. Не будучи в силах опровергнуть материалистические осново положения по существу, они отказываются от рассмотрения важнейших вопросов философской науки под тем предлогом, что эти вопросы являются якобы «псевдопроблемами».
Логические законы и формы логические позитивисты уподобляют условным, произвольным правилам карточной игры. Такая «логика» предоставляет неограниченный простор для шулерских проделок в угоду интересам империалистической реакции, в угоду поповщине. Ленинская критика эмпириокритицизма (см.) является сокрушительным оружием в борьбе научного материалистического мировоззрения против логического позитивизма.