Filslov.ru - Философия как предмет науки


Мышление — высший продукт особым образом организованной материи — мозга (см.), активный процесс отражения объективной действительности в представлениях, понятиях, суждениях и т. д. Мышление всегда связано с определённой формой движения материи — с деятельностью мозга. Идеализм рассматривает мышление как продукт самостоятельного и независимого от материи сверхъестественного начала— бога, абсолютной идеи и т. д. Научное знание давно опровергло поповские бредни идеалистов. Современная наука неоспоримо доказала, что мышление является свойством материи. Огромное значение в этом отношении имеет материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных, созданное великим русским учёным Павловым (см.) и его школой. Павлов неопровержимо доказал, что материальным носителем психической деятельности является мозг. «...Психическая деятельность, — писал он, — есть результат физиологической деятельности определённой массы головного мозга...»

Павлов доказал также, что высшим животным, в частности собакам, свойственны аналитические и синтетические способности, т. е. уменье различать и связывать отдельные раздражения. Исследования академика Павлова замечательно подтвердили известное положение Энгельса о том, что «нам общи с животными все виды рассудочной деятельности»: индукция, дедукция, следовательно, также известное абстрагирование, анализ незнакомых предметов, синтез и как соединение обоих — эксперимент. По типу все эти методы, отмечает Энгельс, «совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию соответственного метода) они различны» («Диалектика природы», 176). Без наличия этих элементов психической деятельности животные не могли бы существовать, правильно ориентироваться в окружающих их сложных условиях.

Устанавливая некоторые общие черты психической деятельности у животных и у человека, диалектический материализм, однако, показывает коренное различие между мышлением человека и психической деятельностью животных. Это коренное различие заключается в том, что мышление как высшая и качественно новая форма психической деятельности возникло на базе общественного развития, благодаря труду. Труд создал самого человека и специфически человеческую психическую деятельность, способность к мышлению.

Человеческое мышление — общественное явление и вне истории общества понято быть не может. Одно из важнейших отличий мышления от самых высших форм психической деятельности животных — формулирование понятий, оперирование понятиями, в которых фиксируются результаты абстрагирующей работы мышления. Эта особенность может быть объяснена лишь при учёте того, что человек есть общественное существо, не только приспосабливающееся к природе, но главным образом изменяющее и подчиняющее её себе в процессе труда, в процессе производства.

Именно из потребностей развития общественного производства возникла и развивалась способность мышления ко всё более и более глубокой абстрагирующей работе, к познанию сущности явлений, законов природы. Характерной отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, с языком. Познавательная деятельность человека, его мышление возможны лишь на базе языкового материала. Это показывает общественную природу человеческого мышления в отличие от чисто биологической природы психической деятельности животных. Язык, учит марксизм, есть средство общения людей, возникшее из потребностей развития общественного, производства, из общественного характера труда. Общественный труд немыслим без такого средства общения между людьми, как язык.

Учение Павлова о второй сигнальной системе, присущей лишь человеку, раскрывает физиологическую основу шлшления, отличие человеческого мышления от психической деятельности животных. Звуковая речь сыграла огромную роль в развитии человеческого мышления. Она помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общества. И. В. Сталин творчески развил марксистские положения о языка и мышлении, о значении языка для мышления, опроверг идеалистические представления приверженцев так называемого марксовского учения о том, что возможно чистое мышление, мышление не на базе языкового материала.

«Какие бы мысли ни возникли в голове человека, — пишет И. В. Сталин, — и когда бы они ни возникли, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной материи» не существует. «Язык есть непосредственная действительность мысли» (М арке ). Реальность мысли проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связанном с «природной материей» языка, о мышлении без языка».

Мышление имеет своей непосредственной базой чувственные восприятия и представления, которые возникают в процессе воздействия природы на органы чувств человека, в процессе практической деятельности людей. Мышление, мысль человека черпает своё содержание из этих восприятий и представлений. Вне этих образов, восприятий, представлений мысль лишена какого бы то ни было содержания. Такое понимание мышления направлено против идеализма, который отрывает мысль человека от чувственных восприятий и образов, а следовательно, и от объективного мира, отражением которого является мышление.

Диалектический материализм борется с вульгарным представлением о том, что мышление может быть сведено к чисто физиологическим процессам. Мышление есть свойство материи, качественно новое, отличное от физиологических процессов. В будущем мышление, несомненно, будет сведено к молекулярным и химическим движениям в мозгу. Однако этим не будет исчерпана сущность, качественное своеобразие мышления. Мышление играет огромную роль в жизни общества. Благодаря мышлению люди познают объективные законы природы и общества и используют их в своей практической деятельности. (См. также Познание.)