Filslov.ru - Философия как предмет науки


Вейсманизм - морганизм — реакционное антидарвинистское направление в биологической науке, названное по имени биологов Вейсмана (1834— Ш4) и Моргана (1866—1945), маскирующее свою идеалистическую и метафизическую сущность ложной вывеской неодарвинизма. Вейсманизм-морганизм возник в конце XIX — начале XX в. как буржуазная идеологическая реакция на материалистическую теорию развития органических форм материи. Выдавая себя за последователей Дарвина (см.), Вейсманисты-морганисты старались всячески извратить главное в дарвинизме — его материалистическую теорию развития организмов, учение о естественном отборе, изменчивости организмов и их наследственных качеств под влиянием внешней среды, теорию о наследовании приобретённых изменений.

В основе вейсманизма-морганизма лежит извращённое толкование наследственности организмов, воспринятое от метафизической, антинаучной теории Менделя. Несмотря на разнообразный терминологический арсенал в трактовке наследственности (гены, детерминанты, генофонд, мутации и др.), все вейсманисты-морганисты сходятся на том, что наследственность — это особое вещество в организмах, находящееся в хромосомах половых клеток. Вейсманисты-морганисты считают наследственное вещество вечным, не изменяющимся.

Оно, по их представлениям, независимо от внешней среды, в которой живут организмы, никогда не возникает заново, а передаётся из поколения в поколение без каких бы то ни было качественных изменений. При этом наследственное вещество непознаваемо. Организм, с точки зрения этой теории, состоит из двух не связанных между собой частей — бессмертного и неизменного наследственного вещества и смертного тела. Тело организма является только питательной средой — футляром для наследственного вещества. Все признаки и свойства организма зависят от наследственного вещества. Какие бы изменения ни пережил организм, они не могут иметь значения для будущего поколения, так как эти изменения не затрагивают бессмертного и неизменного наследственного вещества. Приобретённые организмами новые качества не передаются по наследству.

Многообразие организмов и видов вейсманисты-морганисты пытаются объяснить перекомбинацией неизменных генов, мутациями наследственного вещества и пр. Однако . никакие объяснения морганистов-вейсманистов не могут скрыть того факта, что их взгляды на бессмертное и неизменное наследственное вещество и смертное тело есть не что иное, как изменённое теологическое учение о бессмертной и не телесной душе и смертном теле, как разновидность витализма (см.).

Метафизические взгляды вейсманистов-морганистов на - неизменяемость видов и организмов проявляются в различных формах. Гуго де Фриз и Морган считали, что виды не изменяются в течение тысячелетий, а время от времени по неизвестным причинам происходят толчки, взрывы, в результате которых возникают сразу готовые новые виды. Морганисты придумывают так называемый «резерв мутации», который якобы постоянно расходуется. Как только этот «резерв мутации» иссякает, эволюция якобы прекращается. На этой основе морганисты проповедуют гипотезу угасающей эволюции видов и живой природы в целом. По этой теории получается, что, израсходовав «резерв мутации», живая материя должна неизбежно придти к своему концу. Подобные теории ярко демонстрируют идеалистическую и метафизическую природу вейсманистско-морганистской лженауки. Рассматривая организмы растений и животных вне связи и взаимодействия с условиями их существования, вейсманисты-морганисты бессильны раскрыть действительные объективные закономерности развития органических форм.

Ложность концепции вейсманистов-морганистов очевидна. Нельзя рассматривать растение или животное вне условий, в которых они живут. Изменение условий существования, типа обмена веществ между организмами и внешней средой неизбежно ведёт к изменению наследственности организмов. Мичуринская биология рассматривает процесс развития органического мира как процесс не только количественного, но и качественного изменения, в котором возникают новые органические формы. Наследственность, по определению Т. Д. Лысенко, есть как бы концентрат внешних условий, освоенных организмами в целом ряде предшествующих поколений. Мичуринская теория в корне противоположна вейсманизму-морганизму.

Философской основой вейсманизма-морганизма являются кантианство, махизм, прагматизм и другие идеалистические школки. Все основные категории и положения идеалистической философии — отрицание объективных закономерностей в развитии материи и абсолютизирование случайностей, замена реальной действительности математическими фикциями, кантианское деление вещей на феномены и ноумены, признание непознаваемости сущности вещей и т. д.— используются вейсманистами-морганистами в целях извращения биологической науки. Будучи одним из звеньев буржуазной идеологической реакции, вейсманизм-морганизм служит целям эксплуататорских классов.

На его основе выросла евгеника (см.) — буржуазная лженаука, призванная оправдать капитализм. Вейсманизм-морганизм был использован фашистскими расистами, а ныне используется идеологами империализма. Влиянию вейсманизма-морганизма были подвержены некоторые биологи в СССР (Филипченко, Серебровский, Шмальгаузен, Дубинин, Жебрак и др.). Исходя из положений диалектического материализма и опираясь на практику социалистического земледелия, Мичуринская биология разоблачила полную теоретическую и Практическую несостоятельность Вейсманизма-морганизма и вооружила практиков сельского хозяйства ясным пониманием Объективных законов жизни растений и животных. Мичуринская биология на сессии ВАСХНИЛ в Июле — августе. 1948 г. нанесла Полное поражение реакционной Теории вейсманизма-морганизма.