Filslov.ru - Философия как предмет науки


Прагматизм (греч.— действие, практика) — реакционное субъективно-идеалистическое течение, особенно распространённое в США, открыто порвавшее с наукой и логикой и проповедующее иррационализм. Прагматизм — американский вариант идеалистической философии эпохи империализма, аналогичныйинтуитивизму (см.) во Франции и так называемой «философии жизни»-в Германии.

Для всех этих буржуазных философских течений характерны отказ от признания объективных законов мира и замена этих законов «переживаниями», ощущениями самих людей, выдаваемыми за единственную реальность. Основные принципы прагматического метода были сформулированы Чарльзом Пирсом (1839—1914).Самым влиятельным представителем этой философии был Уильям Джемс (см.), благодаря которому она получила широкое распространение среди реакционных идеологов. Впоследствии главарём прагматической школы стал Джон Дьюи (см.). В Англии это направление пропагандировал Ф. Шиллер, в Италии—Д. Папшга. . В решении основного вопроса философии прагматизм не отличается от волюнтаризма и махизма.

«Считать истину инструментом познания,— писал Ленин,— значит переходить уже по сути дела на сторону агностицизма, т. е. покидать материализм. В этом, и во всем основном, прагматисты, махисты, эмпириомонисты — одного поля ягода. Различия между махизмом и прагматизмом, ка« указывал Ленин, ничтожны и десятистепенны. Прагматизм отождествляет реальность с совокупностью субъективного опыта, ощущений. Отличительная особенность этой формы субъективного идеализма — отождествление истинного с практически полезным, выгодным. Истинно то, что полезно, говорят прагматисты. При этом «полезность» рассматривается с точки зрения выгоды буржуазии. Отвергая понятие истины как отражения объективной действительности в сознании, прагматизм объявляет истинными религиозные представления и все реакционные стремления эксплуататорских классов, поскольку они служат их интересам, или, как говорят прагматисты, «работают» на них.

Понимание прагматизмом взаимоотношения теории и практики в корне противоположно диалектико-матерпалистическому учению об общественной практике как критерии объективной истины. Отождествление истины с полезностью в американо-барышническом её понимании и выгодой делает эту теорию орудием полного произвола и любых фальсификаций в угоду реакционной идеологии и политике и даёт неограниченный простор мракобесию. «Истина» при таком понимании превращается в средство для оправдания любых империалистических подлостей, в оружие борьбы против передовых научных и общественных идей, в инструмент для одурманивания масс. (См. также Инструментализм.)