Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Эмпириомонизм — разновидность эмпириокритицизма (см.), или махизма, в России, созданная А. Богдановым (см.). Эмпириомонизм был одной из многочисленных попыток врагов марксизма заменить материалистическую философию субъективным идеализмом. Новым словечком «эпириомонизм» (что должно означать философию, основанную на едином «опыте») Богданов прикрывал откровенный субъективно-идеалистический характер своей философии.
Теория эмпириомонизма была образована Богдановым путём замены индивидуального сознания, выступающего у Авенариуса (см.) и Маха (см.) в роли творца природы, коллективным сознанием. По Богданову, физический мир есть «социально организованный» опыт «коллективного человечества». Критикуя Богданова, Ленин писал: «Думать, что философский идеализм исчезает от замены сознания индивида сознанием человечества, или опыта одного лица опытом социально-организованным, это все равно, что думать, будто исчезает капитализм от замены одного капиталиста акционерной компанией».
Богданов объявил продуктом сознания всю природу. Философия эмпириомонизма, так же как и её первоисточник — махизм, есть философия субъективного идеализма. Эмпириомонизм был по сути защитой поповщины. Ленин вскрыл связь эмпириомонизма с богоискательством и богостроительством (см.).