Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Гносеология (от греч. — знание и — слово, учение), или теория познания, — философское учение о способности человека познать действительность, постичь истину, учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается. Исходным пунктом гносеологии является материалистическое или идеалистическое решение основного вопроса философии.
Материалистическая гносеология исходит из того, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы, отражения внешнего мира. Идеалистическая философия либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создаётся в процессе восприятия, так как предметы суть «комплексы ощущений», либо в принципе отрицает возможность познания мира. Реакционная буржуазная философия эпохи империализма стремится всяческими способами ограничить, принизить человеческое ч познание. Она, как указал Ленин, I специализируется на гносеологии с целью оправдания всякой мистики и чертовщины.
Гносеологию она использует для того, чтобы доказать принципиальную невозможность познания объективного мира и тем самым подорвать веру людей в возможность познать его закономерности и революционным путём преобразовать мир. Домарксовский материализм признавал возможность познания мира, но рассматривал познание метафизически, не умея применить диалектику к процессу познания, понять истину как результат развития познания. Старый материализм сводил познание к созерцанию природы, так как исходил из абстрактного представления о человеке, не понимал решающей роли общественно-производственной деятельности людей в развитии познания. Лишь марксистский философский материализм впервые в истории разработал научную теорию познания.
Материалистическая диалектика, вскрывающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, даёт единственно научную теорию познания. Она «включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию».