Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Агностицизм (греч.— непознаваемое) — идеалистическое учение, утверждающее, что мир непозваваем, что человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может. Агностицизм был теоретически разработан в XVIII в. в философии Юма (см.) и Канта (см.). Наибольшего своего развития он достиг в буржуазной философии второй половины XIX в. и в эпоху империализма.
Яркую характеристику коренной противоположности материализма агностицизму дал В. И. Ленин в своей книге « Материализм и эмпириокритицизм)) (см.). В ней Ленин разоблачил реакционную сущность махизма — одного из наиболее крайних выражений агностицизма — и наголову разбил его защитников. Говоря о двух линиях в философии, В. И. Ленин писал: «Одна линия—что чувства дают нам верные изображения вещей, что мы знаем самые эти вещи, что внешний мир воздействует на наши органы чувств.
Это — материализм, с которым не согласен агностик. В чем же суть его линии? В том, что он не идет дальше ощущений, в том, что он устанавливается по сю сторону явлений, отказываясь видеть что бы то ни было «достоверное» аа пределами ощущений. О самых этих вещах (т. е. о вещах в себе...) мы ничего достоверного знать не можем,— таково совершенно определенное заявление агностика. Значит, материалист... утверждает существование и познаваемость вещей в себе. Агностик не допускает самой мысли о вещах в себе, заявляя, что ничего достоверного о них мы знать не можем». На такой точке зрения стояли Юм и Кант, а также многие другие философы-идеалисты ( Конт — см., Спенсер —см. и др.). Агностицизм проявляется в разных формах. В то время как Кант признаёт объективное существование «вещей в себе», но отрицает их познаваемость, Юм и другие агностики отрицают вообще всякое объективное существование предметов, так как, на их взгляд, невозможно знать об этом ничего достоверного.
Глубокую критику и той и другой точки зрения дал Энгельс в книге « Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см.) и в других своих произведениях. Агностицизм есть одно из проявлений скептицизма (см.) в познании. Агностик — скептик, ибо он сомневается в возможности познать «вещи в себе», сомневается в объективности познания, в существовании внешнего мира и т. д. Агностицизм широко распространён в современной буржуазной философии. Для него характерны полнейший отказ от научного познания, логического мышления, проповедь мистицизма, иррационализма и пр. Социальные корни агностицизма — в стремлении эксплуататорских классов ограничить науку, ибо подлинная наука поддерживает всё новое, растущее и борется против умирающего, отживающего. Философы-агностики пытаются отвлечь внимание трудящихся от познания объективных законов общества, неизбежно ведущих к коммунизму.
Агностицизм опровергается общественной практикой. Наука с каждым днём познаёт всё глубже и всесторонне явления природы и общества. Не существует абсолютных границ для человеческого познания. Непознаваемых вещей в природе не существует. Есть только разница между тем, что уже познано, и тем,1что ещё не познано, но будет раскрыто и познано силами науки и практики.