Filslov.ru - Философия как предмет науки


ФИЛОСОФИЯ (греч. — друг и — мудрость).,— Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук, включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о природе и обществе, недиференцированностью науки. Развитие конкретных наук и возникновение марксизма положили конец такой философии.

Диференциация наук, способность опытных наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической, философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем, в которых отдельные науки являются лишь подчинёнными философии частями и звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия Гегеля (см.) - Конец философии как «науки наук», указывал А. А. Жданов на философской дискуссии 1947 г., был прогрессивным явлением как для естественных и общественных наук, так и для самой философии. Марксистская философия в отличие от прежних философских систем не является наукой над другими науками. Предметом марксистской философии как науки является исследование наиболее общих законов развития природы, человеческого общества и мышления, разработка научного мировоззрения, т. е. взгляда на мир в целом, научного метода — инструмента познания и практической деятельности.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря—материалистический и идеалистический. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и Индии. В VI в. до н. э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV— XVI века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания.

Благодаря открытиям Коперника (см.) , Галилея (см.) , Джордано Бруно (см.) наука сделала огромный шаг вперёд. На почве анализа природы вырастаютматериалистические философ-ские системы. XVII и XVIII столетия — эпоха бурного развития материалистического мировоззрения. В Англии возникают материалистические теории Ф. Бэкона (см.) , Гоббса (см.), Толанда (см.), Пристли,в Голландии — Спинозы[/url] (см.), во Франции — Ламетшри (см.), Гольбаха (см.), Гельвеция (см.), Дидро (см.), в России — Ломоносова (см.), Радищева (см.). В учениях материалистов даётся резкая критика философского идеализма, наносится удар по религиозным идеям, обосновывается принцип материальности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума. Ломоносов первый в истории человеческой мысли открыл закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для естественно-научного обоснования материализма.

Радищев выступил не только как материалист, но и как борец за освобождение народа от ига крепостничества. С материалистическим мировоззрением в эту эпоху тесно связаны прогрессивные социальные движения, борьба народа и революционной буржуазии против феодального строя. Ленин указывал: «В течение всей новейшей истории Европы, и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги демократии старались поэтому всеми силами «опровергать», подорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии». Но дoмap ксовский материализм был ограниченным. Это был механистический и метафизический материализм. В объяснении общественной жизни он стоял на позициях идеализма. В своё время, однако, он имел большое прогрессивное значение.

Как реакция на материализм возникают в XVII—XVIII вв. идеалистические теории Беркли(см.), Юма (см.) в Англии, а также немецкая философия конца XVIII и начала XIX в., связанная с именами Канта (см.), Шеллинга (см.), Фихте (см.), Гегеля (см.). Идеалисты пытаются уничтожить результаты, добытые материалистической философией, развивавшейся в тесной связи с естествознанием, реставрировать религиозные идеи первенства «абсолютного духа», бога, субъективного «Я» и т. п. В области политики философский идеализм был аристократической реакцией на идеи революции, революционной борьбы против феодализма. Ценным приобретением немецкой, особенно гегелевской, философии был диалектический метод. Но этот метод строился на ложных, идеалистических основаниях, и только марксизм увидел его рациональное, положительное зерно и создал революционную материалистическую диалектику.

Величайший переворот в философии произошёл в 40-х годах XIX в. На основе новейших достижений наук как теоретическое выражение интересов самого революционного класса капиталистического общества — пролетариата — возникла марксистская философия. Это был подлинно революционный скачок от старой философии, которая не могла быть научным мировоззрением, к новой . философии, единственно научной и всесторонне обоснованной как данными естествознания, так и всемирно-историческим опытом развития человеческого общества. Все старые философские школы и течения никогда не имели большого количества последователей, не оказывали влияния на широкие народные массы. Старые философские системы были учениями одиночек, рассчитанными на избранные круги.

Марксистская философия — это не философская школа в обычном понимании, это не просто очередная новая школа в философии с небольшим кругом последователей. Это идеология миллионов и миллионов трудящихся, прежде всего рабочего класса как самого передового и самого революционного класса. Марксизм-ленинизм — идеология пролетариата, учение о путях свержения капитализма и путях построения социализма и коммунизма. Философия марксизма, таким образом, есть философия миллионов, для которых она является великим и всепобеждающим оружием в борьбе за своё освобождение. Этими качествами никогда не обладала и не могла обладать ни одна философия, ни одна философская школа. Старый материализм был созерцательным, он не ставил задачи революционного преобразования мира. Новаяфилософия — философия марксизма провозгласила своей задачей революционное' переустройство мира.

Марксизм создал высшую форму материализма — диалектический материализм, давший ответ на все вопросы, которые до марксизма передовая мысль поставила, но не могла решить. Вся старая, домарксовская философия, включая и материалистическую, не могла дать правильное объяснение явлениям общественной жизни. До Маркса и Энгельса господствовало ложное, идеалистическое понимание истории. Идеологи пролетариата впервые сделали науку об обществе столь же точной, как п науки о природе, к примеру биология. Созданная ими теория исторического материализма явилась величайшим достижением научной фи-лософии..Она раскрыла подлинные движущие силы общественного развития и вооружила борющиеся против капитализма угнетённые классы точным знанием законов развития общества, способностью сознательно действовать в соответствии с исторической необходимостью, с объективными законами развития общества. Благодаря диалектическому и историческому материализму социализм из мечты, утопии превратился в науку. Марксистская философия неразрывно связана с пролетарским социализмом, является его теоретическим фундаментом.

В России середины XIX столетия, в условиях острой борьбы крестьянства против крепостничества, происходил процесс интенсивного развития материалистической философии. Блестящая плеяда русских революционных демократов— Белинский (см.), Герцен (см.), Чернышевский (см.), Добролюбов (см.), — отражая идеи нараставшей в то время антикрепостнической крестьянской революции, выступила против философского идеализма как оружия старого строя и обосновала самую передовую в до-марксовский период материалистическую философию. Воинствующему материализму русских революционных демократов была чужда созерцательность; революционные демократы сознавали необходимость коренного переустройства общества, исходили из принципа развития и изменения, понимали огромную роль народных масс в истории. Маркс и Энгельс очень высоко ценили Чернышевского и Добролюбова как великих учёных и критиков капитализма. Однако условия крепостнической России не позволили русским революционным демократам подняться до диалектического и исторического материализма, хотя они шли в этом направлении.

В конце XIX в. вместе с роетом капитализма в России быстро развивался русский рабочий класс, которому суждено было в новую эпоху, в которую вступил капитализм,— в эпоху империализма — стать авангардом всего международного пролетариата. В силу исторических условий Россия была к этому времени узловым пунктом всех противоречий империализма. Центр революционного движения переместился в Россию, в ней нарастала и подымалась величайшая народная революция, во главе которой стоял самый революционный в мире пролетариат — русский пролетариат. Именно поэтому Россия стала очагом ленинизма — новой, высшей ступени марксизм!, марксизма эпохи империализма и пролетарских революций. Россия нервов прорвала цепь империализма и положила начало эре крушения капитализма. Идеи научного социализма Маркса и Энгельса впервые восторжествовали в России.

Победа социализма в России была величайшим триумфом марксизма и марксистской философии. В трудах вождей русского и международного пролетариата — Ленина и Сталина — марксистская философия получила своё дальнейшее всестороннее развитие. Ленин и Сталин развили все составные части марксистской философии — диалектический метод, материалистическую теорию, исторический материализм. Они отстояли марксистскую философию от покушений оппортунистов II Интернационала и ещё острее отточили это могучее теоретическое оружие пролетариата. Диалектический и исторический материализм является ныне теоретическим фундаментом борьбы пролетариата всех стран против умирающего капитализма, является теоретической основой строительства социализма в странах народной,демократии (см.), строительства коммунизма в СССР. Диалектический материализм — единственно научный метод современного естествознания, единственно научная теория объяснения и преобразования природы и общества.