Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770—1831) — крупнейший немецкий философ-идеалист и диалектик. Философская система Гегеля, как и других немецких идеалистов конца XVIII и начала XIX в., была аристократической реакцией на французский материализм и французскую революцию XVIII в. Своей философской теорией Гегель пытался нанести решительный удар по материализму и реставрировать философский идеализм. Согласно системе «объективного» (или абсолютного) идеализма Гегеля, основой мира является некая существовавшая до появления природы и человека мистическая «абсолютная идея». По своей природе она является деятельным началом, однако её деятельность может выражаться только в мышлении, в самопознании. «Абсолютная идея» внутренне противоречива, она движется и изменяется, переходя в свою противоположность.
В процессе своего диалектического саморазвития «идея» Гегеля проходит три основных этапа. Первый этап — логический, когда она действует ещё в своём «доприродном» бытии, в «стихии чистого мышления». На этой ступени «абсолютная идея» выступает как система логических понятий и категорий, как система логики. Эта часть философской системы Гегеля изложена в его «Науке логики». На втором этапе «идея» превращается в природу, которая, по Гегелю, является «инобытием абсолютной идеи». Своё учение о природе Гегель изложил в «Философии природы». Природа, по Гегелю, неспособна к развитию во времени; она развивается лишь в пространстве. Высшей, третьей ступенью саморазвития идеи является «абсолютный дух». Эту ступень развития «абсолютной идеи» Гегель раскрывает в своём сочинении «Философия духа».
На этом этапе «абсолютная идея» отрицает природу и возвращается к самой себе, и развитие снова происходит В области мышления, но уже человеческого мышления. К этому этапу Гегель относит ступень индивидуального сознания, ступень общественного сознания и высшую ступень, когда идея в форме религии, искусства и философии приходит к концу своего самопознания. Философию Гегель объявляет «абсолютным знанием». Свою философию он считает окончательной ступенью саморазвития идеи. Такова идеалистическая философская система Гегеля. Гегелевский «абсолют», «абсолютный дух», «абсолютная идея» есть не что иное, как новое наименование бога. Гегель отрывает человеческое сознание от природы, превращает это сознание в самостоятельный субъект, обожествляет и заставляет его в процессе развития порождать природу, общество, самого человека и т. д. В действительности нет и не может быть идеи, существующей независимо от человека, от человеческого мозга. Развивается природа, общество, развитие же идеи есть лишь отражение развития объективной реальности. Таким образом, вся основа философии Гегеля ложна и антинаучна.
Ценным в гегелевской идеалистической философии был диалектический метод — учение о том, что источником развития является борьба противоречий, что развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные, что истина конкретна и т. д. Однако диалектика Гегеля тесно связана с его реакционной идеалистической системой. Для гегелевской философии характерно глубокое противоречие менаду диалектическим методом и метафизической системой. Диалектический метод утверждает, что процесс развития познания бесконечен, и в то же время Гегель объявил свою философию концом всякого развития и окончательной истиной. Диалектический метод исходит из того, что всё развивается и изменяется, метафизическая же система изображала природу как нечто застывшее, не изменяющееся, раз навсегда данное. Диалектика требует признания никогда не прекращающегося развития человеческого общества, а Гегель, изменяя диалектике, будучи сторонником компромисса между гибнущим феодализмом и нарождающимся капитализмом, объявлял прусскую феодальную монархию, которую он хотел немного подправить конституцией, последним, высшим, этапом развития человеческого общества.
Диалектика Гегеля обращена в прошлое, а не в настоящее и будущее. Гегель боялся сделать выводы, вытекавшие из его же учения о противоречиях как движущей силе развития. Борьбу противоположностей он не доводил до её логического конца, до победы нового, прогрессивного над отжившим, старым, а нейтрализовал, примирял противоположности, пытаясь смазать, затушевать острую борьбу противоположных сил, происходящую в классовом обществе.
Создавая диалектический материализм, Маркс и Энгельс не могли взять диалектику Гегеля в том виде, как она была создана им. Они материалистически переработали её, поставили её с головы на ноги. Они использовали лишь то рациональное зерно, которое содержалось в диалектике Гегеля, — его учение о развитии и изменении, о переходе количественных изменении в качественные и т. д., отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху. Маркс и Энгельс создали новый диалектический метод, основанный на прочном научном фундаменте материалистической философии. Маркс писал: «Мой диалектический метод в основе своей не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
По своим социально-политическим воззрениям Гегель был реакционером. Признавая необходимость буржуазной модернизации отсталых феодальных отношений Германии, он, однако, и не мечтал о коренном изменении её феодально-аристократических порядков. «Гегель, — писал Маркс, — хочет средневековой сословной системы, но в современном значении законодательной власти, и он хочет современной законодательной власти, но в оболочке средневековой сословной системы. Это синкретизм худшего сорта». Гегель с презрением и ненавистью писал о народных массах, как о слепой силе; он шовинистически возвышал Германию как выразительницу «духа нового мира», а славянским народам отводил роль «неисторических» народов; войну он превращал в вечное, необходимое для жизни общества явление и т. д. Немецкие фашисты использовали эти реакционные взгляды Гегеля в целях пропаганды расизма и завоевания мирового господства.
Классики марксизма дали яркую и глубокую критику гегелевской идеалистической философии. Критически использовав ценные элементы диалектического метода Гегеля, они создали и развили дальше единственно научное мировоззрение диалектического и исторического материализма. Центральный Комитет Коммунистической партии в 1944 г. резко осудил недостатки и ошибки, имевшиеся в третьем томе «Истории философии»,— смазывание коренного различия между гегелевской и марксистской диалектикой, различия, выражающего противоположность буржуазного и пролетарского мировоззрений,— осудил некритическое изложение гегелевской философии в целом. Главные произведения Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816),«Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы», «Философия духа») (1817), «Философия права» (1821). Посмертные издания: «Лекции по истории философии» (1833—1836), «Философия истории» (1837), «Эстетика» (1836—1838).