Filslov.ru - Философия как предмет науки


Гельвеций Клод Адриан

Гельвеций Клод Адриан (1715—1771) — выдающийся представитель французского материализма и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников деятелей буржуазной революции во Франции. Гельвеций открыто признаёт реально существующими только материальные предметы; возникающие в человеческой голове представления и понятия он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. Гельвеций высмеивает религиозную догму о бессмертии души и провозглашает зависимость психической жизни человека от его телесной организации. В теории познания он стоит на позиции материалистического сенсуализма. «Всё, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума»,— утверждает он. Ощущения вызываются действием на наши органы чувств предметов и явлений внешнего мира, существующего в пространстве и времени. Гельвеций признаёт достоверность наших чувственных восприятий. Подобно другим французским материалистам Гельвеций — враг агностицизма.

Выступая в качестве воинствующего атеиста, он объявляет веру в бога результатом невежества одних и сознательного обмана других. Он видит прямую связь между религией и тиранией. Вместе с тем материализм его механистичен и метафизичен. В силу исторических условий Гельвеций не дошёл до понимания великой роли революционно-практической деятельности. Развивая материалистическую теорию познания, он ставил себе целью применить материалистический принцип к объяснению общественной жизни..

Однако Гельвеций, как и все прочие домарксовские материалисты, стоял на позиции идеалистического понимания истории. Он утверждал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем то врождённым, а определяется опытом, средой. Это был материалистический исходный пункт. Мысль Гельвеция о решающем Влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имела прогрессивное значение. Отсюда вытекал революционный вывод о необходимости изменения среды, общества, феодальных отношений. «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Прогрессивные взгляды французских материалистов на общество оказали влияние на утопических социалистов начала XIX в. С другой стороны, Гельвеций в духе идеализма утверждал, что общественная среда. в свою очередь создаётся существующим законодательством. «Законы делают всё», — заявляет он. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций делит идеи на полезные, вредные и безразличные.

Люди действуют сообразно с полезными, выгодными нм идеями. Мир духовный, по Гельвецию, подчинён закону интереса. Люди па своей природе — эгоисты. Но в их личных интересах считаться с общественными интересами, следовать принципу разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа. Нравственные недостатки имеют своей причиной порочное законодательство. Конечным выводом такого идеалистического объяснения человеческого общества было положение: «мнения правят миром». Требование изменения среды означало лишь требование замены феодальных порядков буржуазными. Идеалом Гельвеция был преуспевающий. буржуа с его принципом личной пользы; этот буржуа не прочь способствовать общественному благу, но не в ущерб своим личным интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против чересчур резкого имущественного неравенства. Вместе с тем критика Гельвецием политического устройства и законодательства феодального общества носила прогрессивный для того времени характер.

Главное произведение Гельвеция — «Об уме» (1758) — относится к числу тех блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в., которые высоко ценил В. И. Ленин. Книга Гельвеция была вызовом религиозному и идеалистическому мировоззрению. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по предрассудкам всех родов». Реакция осудила книгу на сожжение за нарушение «основ христианской веры». Другое известное материалистическое и атеистическое произведение Гельвеция — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» — опубликовано в 1773 г. Современные реакционные философы Франции резко выступают против прогрессивных идей Гельвеция. В борьбе с идеалистическим мракобесием Коммунистическая партия Франции отмечает выдающееся значение материалистических традиций Гельвеция и других материалистов XVIII в.