Filslov.ru - Философия как предмет науки


Ломоносов Михаил Васильевич биография

Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765) — великий русский учёный, поэт, основоположник материалистической философии и естествознания в России. Сын крестьянина-помора села Денисовки, близ Холмогор, Архангельской губернии. Ломоносов с раннего возраста страстно стремился к знаниям. В 1730 г. он ушёл в Москву и, преодолев много трудностей, связанных с его крестьянским происхождением, поступил здесь в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. был направлен в Академию наук в Петербург, а через некоторое время за границу, откуда вернулся в 1741 г. Академия наук с её иноземным засильем долго не признавала Ломоносова как учёного. Лишь в 1745 г. он был утверждён в должности профессора химии.

От Ломоносова берёт начало материалистическая традиция в развитии передовой русской философии и науки. Научная деятельность Ломоносова отличалась разносторонностью. Особенно значительны заслуги Ломоносова в области химии и физики. Великим научным подвигом Ломоносова является открытие закона сохранения материи и движения как всеобщего естественного закона и теоретическое и экспериментальное его обоснование. Уже в первых своих естественно-научных работах Ломоносов приходит к выводу о постоянстве вещества и движения.' Развёрнутое обоснование открытого им закона Ломоносов дал в 1748 г.:«Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимается от другого.

Так, сколько к одному телу прибавится вещества, столько же отнимется от другого... Этот закон природы является настолько всеобщим, что простирается и на правила движения». В дальнейшем Ломоносов обосновал этот закон в произведении «Рассуждение о твёрдости и жидкости тел» и в других работах. Закон сохранения вещества по праву именуется ломоносовским. Этот закон Ломоносов доказал экспериментально при помощи взвешивания веществ до и после химической реакции. Положение Ломоносова о сохранении движения было подтверждено в конкретной форме закона сохранения энергии спустя почти сто лет. Таким образом, Ломоносову принадлежит приоритет в открытии всеобщего закона сохранения материи и движения, который лежит B фундаменте современного естествознания, особенно физики и химии. Обосновывая положение о не уничтожимости и несотворимости материи и движения, Ломоносов тем самым отстаивал неразрывность материи и движения. Закон сохранения материи и движения Ломоносов пришел к движению частичек материи.

Ломоносов является основоположником химической атомистики, раскрывающей атомно-молекулярное строение материи. Он считал, что «корпускулы» (молекулы) составлены из мельчайших частиц — «элементов» (атомов).«Корпускулы,— писал Ломоносов,— однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов, соединённых одинаковым образом... Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел». Понимание Ломоносовым теплоты как механического движения «корпускул» основано на законе сохранения движения. В «Размышлениях об упругой силе воздуха» Ломоносов развил теорию строения воздуха на основе молекулярно-кинетических представлений, сыгравших огромную роль в дальнейшем развитии науки. Ломоносов решительно боролся против антинаучных взглядов, которые в XVIII в. господствовали в естествознании, например против метафизического понятия о «теплороде».

В «Размышлениях о причине теплоты и холода» Ломоносов писал, что «имеется достаточное основание теплоты в движении. А так как движение не может происходить без материи, то необходимо, чтобы достаточное основание теплоты заключалось в движении какой-то материи». Ломоносов высказывает гениальные мысли о том, что различные явления природы обусловлены разными формами движения материи. Ломоносов положил начало совершенно новой науке — физической химии, связывающей физические теории и методы исследования с решением химических проблем. Значительное внимание уделял Ломоносов развитию горно металлургического дела. В области геологии он впервые выдвинул идею развития.

Он исследовал богатства недр России, выяснял условия мореплавания по Северному морскому пути. Сторонник гелиоцентрической теории в астрономии, множества миров и бесконечности вселенной, Ломоносов первым открыл воздушную атмосферу вокруг Венеры и в противовес учению церкви допускал возможность жизни на других планетах. Он в основном правильно объяснял причины изменения климата на земле, нахождение на Севере в промёрзших слоях земли остатков животных и растений, не свойственных условиям Севера. Ломоносов предсказал, что при больших плотностях воздуха должны обнаружиться отклонения от закона Бойля — Мариотта. Ломоносов впервые ввёл в химии способ количественного (весового) приёма в качестве систематического приёма исследования, изобрёл целый ряд инструментов для применения в мореплавании, метеорологии, геодезии, физике, химии и т. д. Ломоносов создал первую химическую лабораторию в России (1748).

Основной вопрос философии Ломоносов решал материалистически. Своими исследованиями он пробил брешь в метафизическом мировоззрении, господствовавшем в то время; в ряде вопросов Ломоносов проводил идею развития. Вместе с тем в силу ограниченности знаний того времени он рассматривал главным образом механические закономерности и свойства природы. Основными свойствами материи он считал протяжённость, силу инерции, непроницаемость, механическое движение. Материалистический взгляд на атомы Ломоносов противопоставлял идеалистической монадологии Лейбница (см.), которую он подверг резкой критике. Отвергая духовные монады Лейбница, Ломоносов называл корпускулы «физическими монадами».

В воззрениях Ломоносова содержатся элементы диалектики. Он уже рассматривает окружающий нас мир как постоянно изменяющийся и развивающийся. В работе «О слоях земных» он говорит об изменениях и эволюционном развитии растительного и животного царства, выдвигает смелую теорию о растительном происхождении торфа, каменного угля, нефти, янтаря, эволюционную теорию происхождения почв. Движение Ломоносов считал «извечно» существующим. В работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он пишет: «...первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться извечно».

Ломоносов разрабатывал материалистическую теорию познания. Он исходил из того, что источник познания — внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Он был решительным противником картезианской идеалистической теории «врождённых идей» и локковского «внутреннего опыта». Ломоносов высказывался за соединение опытных данных с теоретическими выводами. Он осуждал тех, кто отрывал познание разумом от чувственных восприятий, кто метафизически противопоставлял синтез анализу. В теории познания Ломоносов отводил большое место опыту, понимая последний в узком смысле, в смысле научного эксперимента и чувственного восприятия объективной действительности. Ломоносов подверг резкой критике идеалистическую теорию так называемых «вторичных качеств», доказывая, что «вторичные качества» существуют так же объективно, как и первичные.

«С Ломоносова, писал Белинский,—начинается наша литература...» Ломоносов был основоположником русской грамматики. На место мёртвых, схоластических схем старых грамматик пришла благодаря Ломоносову новая грамматика, основанная на живой русской речи. Как поэт Ломоносов выступал прежде всего со стихотворениями, в которых он призывал к развитию наук и искусств в России, к распространению просвещения среди русского народа.

Ломоносов в течение ряда лет вёл упорную борьбу за создание отечественной науки, он сделал чрезвычайно много для развития естествознания в России, для соединения передовой науки с практическими задачами. Ломоносов был первым русским учёным, получившим звание академика. Он был основателем Московского университета (1755), выступал за преобразование Академии наук. Ломоносов вёл борьбу с духовенством, жестоко бичевал невежество попов. Как историк, как патриот он боролся против извращений русской истории, против засилья реакционной «немецкой партии» в Академии наук. Ломоносов горячо любил свой народ; верил в великое будущее русского народа. Последнее издание Избранных философских произведений М. В. Ломоносова вышло в 1950 г.