Filslov.ru - Философия как предмет науки


Иммануил Кант
Кант Иммануил (1724-1804 )— родоначальник немецкого идеализма второй половины XVIII — начала XIX в. «Основная черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений». С одной стороны, Кант признавал существование мира вещей вне нашего сознания, «вещей в себе». Но, с другой стороны, «вещь в себе», по Канту, является принципиально непознаваемой, потусторонней для нашего познания . («трансцендентной»). «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе,— то тут Кант материалист. Когда ои объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — Кант выступает как идеалист».

Ленин называл непознаваемую кантонскую «вещь в себе» пустой, безжизненной абстракцией. У самого Канта «вещь в себе» в конце концов превращается в простой мысленный символ. Исходя из непознаваемости «вещи в себе», Кант строил , свою субъективно-идеалистическую теорию познания. Под влиянием толчка, сообщаемого «вещью в себе», чувственная способность человека, по Канту, создаёт хаос восприятий, которые упорядочиваются при помощи субъективных форм созерцания — пространства и времени. Таким образом, получается явление, или предмет чувственности. Далее действует рассудок, который при помощи присущих ему субъективных логических категорий превращает этот чувственный предмет (явление) в понятие. Высшей сферой человеческого познания является разум, который руководится опять-таки субъективными идеями: души как субстанции, мира как единого целого, бога.

Кант считал, что пространство, время, причинность, законы природы суть не свойства самой природы, а свойства человеческой познавательной способности. Кант признавал их «априорными» — до опытными, независимыми от опыта; он считал их условиями всякого опыта, «трансцендентальными»; отсюда название, которое Кант дал своей философии, — «трансцендентальный идеализм», т. е. идеализм, признающий, что априорные формы сознания предшествуют опыту и являются его условиями. Таким образом, по Каиту, познание разгораживает человека и природу, а не соединяет их. Кант вооружил всю последующую буржуазную философию теорией непознаваемости мира, которую философские реакционеры всех мастей всячески использовали и используют ныне в целях борьбы против материализма, в защиту фидеизма (см.). Кант выдвинул ложное, идеалистическое положение о том, что рассудок диктует законы природе.

Всю картину природы, как она представляется человеческому познанию, Кант считал субъективной конструкцией ума. Единство природы, по Канту, создаётся не материальностью природы, а единством познающего субъекта —«Я». Все попытки разума выйти за пределы субъективного опыта, по Канту, неизбежно приводят разум к неразрешимым противоречиям. В этом взгляде сказались некоторые элементы диалектики, присущие философии Канта, но самое противоречие он рассматривал лишь как заблуждение, иллюзию, а не как отражение реальных противоречий- действительности). Вся постановка Кантом вопроса \ противоречивости разума, об антиномиях имеет своим результатом защиту агностицизма. Кант, как отмечал Чернышевский (см.), сознательно развивал свою антинаучную теорию познания, чтобы отстоять свободу воли, бессмертие души, существование (юга, промысел божий о благе людей на земле и о вечном блаженстве их на небе.

Эта теория познания, как и вся философия Канта, была реакцией на французский материализм; она ставила перед собой задачу реставрировать идеализм, утвердить снова в правах бога и религию, пошатнувшихся от ударов материалистов. Кант примирял познание с религией. Задача его теории познания — ограничить права разума, оставить место богу за пределами познания. «Я должен был... ограничив знание, дать место вер е...»,— пишет он в предисловии к «Критике чистого разума». В своём этическом учении он считал необходимым для поддержания нравственности признать существование бога и бессмертие души.

В первый период деятельности Канта, когда ещё не сложилась его философская система, он сделал попытку подойти к природе с точки зрения её развития, выдвинув гипотезу о происхождении солнечной системы. Энгельс придавал большое философское значение этой кантовской гипотезе, указывая, что Кант пробил своей теорией брешь в метафизическом мировоззрении, отрицавшем развитие.

В общественно-политической области Кант придерживался реакционных взглядов. Хотя он и говорит о гражданской свободе, о вечном мире и т. п., но всё это с его точки зрения недостижимо. «Кант,— писали Маркс и Энгельс, — успокоился на одной лишь «доброй воле», даже если она остается безрезультатной, и перенес осуществление этой доброй воли, гармонию между нею и потребностями и влечениями индивидов, в потусторонний мир. Эта добрая воля Канта вполне соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров, мелочные интересы которых никогда не были способны развиться до общих национальных интересов класса...» (т. IV, 174). Кант требовал от всех подданных беспрекословного подчинения эксплуататорскому государству и отрицал за ними право на сопротивление. Он был ярым противником революционного насилия.

Из всех систем идеалистической философии кантианство является наиболее удобной философской системой для врагов научного понимания законов природы, общества и человеческого мышления. Кантианство пытается подорвать веру в самую возможность человеческого»разума познать законы объективного мира. Кантианство до сих пор служит главным оружием в руках идеологов империализма против современного естествознания и современной научной философии (марксизма-ленинизма). Отбрасывая материалистический элемент к философии Канта, его «вещь в себе», буржуазные философы и ревизионисты черпают из арсенала субъективно-идеалистической теории познания Канта аргументы для борьбы с философским материализмом.

Изменники и предатели рабочего класса из лагеря реформизма, основываясь на философии Канта, превращают социализм в недостижимый абстрактный идеал, в своеобразную «вещь в себе», в которую надо верить — и только. С помощью кантовской философии они пытаются притупить революционное остриё марксизма, сделать его инструментом «классового мира», орудием Сорьбы против революционного свержения капитализма. Разоблачение кантианства в его современных разновидностях, борьба против него и в настоящее 1фемя является важной задачей. Главные произведения Канта: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены» (1783),«Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). (См. также Неокантианство.)