Filslov.ru - Философия как предмет науки


Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ-материалист, идеолог крупной буржуазии. Рассматривая историю развития материализма, Маркс в «Святом семействе» писал: «Гоббс является систематиком бэконовского материализма». Вслед за Бэконом (см.) Гоббс решительно выступил против феодальной идеологии как в области философии, так ив области общественно-политических вопросов. Гоббс категорически отвергал существование каких бы то ни было нематериальных субстанций; все «Духи», или «бестелесные субстанции», являются продуктами человеческого воображения. С материалистических позиций Гоббс выступал против идеалистического учения, утверждавшего, что понятия имеют объективное существование и предшествуют вещам. Критикуя идеалистов, в том числе и средневековых схоластов, Гоббс заявляет: «Эти люди серьёзно уверяют, что сверх Петра и Ивана и всех остальных людей, которые существуют, существовали или будут существовать в мире, есть ещё нечто другое, что мы называем «человек», или «человек вообще»».

Гоббс решительно утверждает, что единственно реальными являются материальные тела, существующие вне человека, а представления и понятия являются лишь их отражением в человеческом сознании. Основные свойства материальных тел Гоббс сводит К протяжению. Лишь протяжение и величина являются постоянными, неотъемлемыми свойствами тела. Все остальные свойства тел изменчивы. Гоббс не дошёл до понимания того, что пространство и время являются всеобщими формами существования материи, и в этом один из недостатков его материализма. Пространство Гоббс определяет как «воображаемый образ существующей вне нас вещи»; «...время существует не в вещах в себе вне нас, а только в мышлении нашего разума». Вместе с тем пространство и время являются, по мнению Гоббса, представлениями, образуемыми в результате воздействия на нас объективно существующих тел. Движение тоже не является, по Гоббсу, всеобщей формой существования материи; оно есть лишь акциденция, несущественное свойство, хотя и присущее наравне с покоем самой материи.

Всё многообразие форм движения материи Гоббс сводит к механическому движению; это приводит Гоббса к отрицанию объективности качественной определённости предметов: света, звука, запаха, вкуса, цвета и т. д. Материализм Гоббса — механистический материализм. Сравнивая Гоббса с Бэконом, Маркс пишет, что у Бэкона материя «улыбается своим поэтическим чувственным блеском всему человеку», в то время как в материализме Гоббса «чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра». В теории познания Гоббс — в основном сенсуалист, но он не развил принципа происхождения знаний и идей из мира чувств.

В «Левиафане» Гоббс изложил свои социально-политические взгляды, исходя из идеалистических позиций. Взгляды Гоббса сложились под влиянием первой решительной победы буржуазии над феодальной аристократией. Исходным принципом его учения является утверждение, что в «естественном состоянии», т. е. до соединения в государственные организации, «человек человеку волк». Отсюда — ожесточённая борьба между людьми, «война всех против всех». Это состояние человеческого общества не может долго продолжаться, ибо оно исключает нормальную жизнь. Развивая теорию общественного договора, Гоббс утверждает, что люди создают государство в целях сохранения мира в обществе.

Государству Гоббс даёт символическое имя Левиафан» (всемогущее библейское чудовище). Идеальной формой правления Гоббс считает монархию, он категорически отрицает социальные свободы, демократию. Власть крупной буржуазии должна быть, по мысли Гоббса, безгранична. Положительным в социально-политических взглядах Гоббса является его критика теологических догм о государстве и его происхождении. Но буржуазное общество он представлял себе как предел развития. Главные произведения Гоббса: «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651).