Filslov.ru - Философия как предмет науки


Герцен Александр Иванович

Герцен Александр Иванович (1812—1870) — великий русский революционный демократ, выдающийся философ-материалист, блестящий публицист и литератор. Общественно-политические и философские взгляды Герцена формировались в процессе роста русского революционного движения как отражение назревающих перемен в социально-экономическом устройстве страны. На мировоззрение Герцена оказала огромное влияние русская передовая, революционная и материалистическая мысль. Статья В. И. Ленина «Памяти Герцена» является ключом к правильному, марксистскому пониманию мировоззрения А. И. Герцена, его роли в русском освободительном движении и основных этапов его деятельности.

Герцен принадлежал к поколению дворянских революционеров первой половины XIX в. Восстание декабристов разбудило Герцена, отмечает В. И. Ленин. Герцен был непримиримым врагом крепостничества и самодержавия. Весь смысл своей жизни он видел в борьбе за уничтожение крепостнического рабства, за освобождение русского народа от гнёта и произвола самодержавия. Преследуемый правительством, Герцен вынужден был уехать в 1847 г. за границу, но и там вся деятельность его была посвящена борьбе за интересы родины.

Философское учение Герцена является прямым продолжением и развитием взглядов русских передовых мыслителей — Ломоносова (см.), Радищева (см.), декабристов (см.). Герцен—яркий и крупнейший представитель материализма. «В крепостной Россия 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени». Герцен увидел положительные элементы гегелевской диалектики, которую он стремился переработать в соответствии с революционно-демократическими задачами того времени. Тогда как Гегель всячески затушёвывал революционную сторону диалектики, Герцен видел в диалектике «алгебру революции». Диалектика, писал Герцен, «необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя».

В своём главном философском труде «Письма об изучении природы» Герцен дал глубокую критику идеалистической философии и выступил против метафизического материализма, который, по его словам, «со стороны сознания, методы стоит несравненно ниже» диалектического идеализма. Герцен требовал сочетания материализма с идеей развития, сочетания естествознания с философией, теории — с практикой. «Философия без естествоведения так же невозможна, как естествоведение без философии», — писал он. Герцен ярко вскрывает порочность философского идеализма Гегеля и других идеалистов. Напрасно мысль претендует на то, чтобы быть первоначалом по отношению к природе, заявляет он; не природа возникает из мысли, а, наоборот, мысль — из развития природы. Герцен провозглашает торжество материалистической философии, признающей объективность природы и рассматривающей законы мышления как «сознанные законы бытия».

Материалист Герцен подвергает резкой критике и тот упрощённый, «односторонний» материализм, который «шёл прямо на уничтожение всего невещественного, отрицал всеобщее, видел в мысли отделение мозга, в эмпирии — единый источник знания, а истину признавал в одних частностях, в одних вещах, осязаемых и зримых». Ясно видя ограниченность вульгарного материализма, Герцен требует сочетания эмпирии с мышлением, что вызовет, по его мнению, небывалый расцвет науки и философии. «Эмпирия перестанет бояться мысли; мысль, в свою очередь, не будет пятиться от неподвижной чуждости мира явлений; тогда только вполне победится вне сущий предмет, ибо ни отвлечённая метафизика, ни частные науки не могут с ним совладеть». Лишь философия, «вырощенная на эмпирии,— страшный горн, перед огнём которого ничто не устоит». В «Письмах об изучении природы» Герцен излагает историю философии, начиная с греческой, и даёт свою оценку различным направлениям.

Его историко-философская концепция явилась крупным достижением в домарксовской историко-философской мысли. Он вскрывает противоположность материализма и идеализма, борьбу между ними, даёт ряд глубоких оценок и характеристик различных теорий а взглядов. Однако, не будучи историческим материалистом, он не смог понять закономерности развития философии и в ряде случаев давал неверные оценки, например некоторых сторон французского материализма. Ленин высоко ценил «Письма об изучении природы» Герцена. О первом из писем— «Эмпирия и идеализм» — Ленин писал, что оно «показывает нам мыслителя, который, даже теперь, головой выше бездны современных естествоиспытателей-эмпириков и тьмы тем нынешних философов, идеалистов и полу идеалистов. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед—историческим материализмом».

После поражения революции 1848 г. Герцен переживает духовный крах. Глубоко потрясённый неудачей парижских рабочих, восстание которых он наблюдал непосредственно, Герцен проклинает буржуазию; он понимает, что без новой революции, без уничтожения существующих порядков нет пути к светлому будущему. Но он не видит силы, способной возглавить борьбу, не видит путей, ведущих к победе над старым строем. Герцен не знал истинных законов развития общества, он оставался идеалистом во взглядах на историю, хотя в ряде вопросов высказывал глубокие мысли о закономерностях исторического развития: таковы его мысли о роли народных масс в истории, о классах и т. д. Но он не понимал, что силой, которая призвана уничтожить власть буржуазии, является пролетариат.

Герцен был социалистом, но его «социализм» не имел научной основы и принадлежал, как указывал Ленин, к числу тех форм буржуазного и мелкобуржуазного социализма, которые были окончательно убиты июньскими днями 1848 г. Духовный крах Герцена после 1848 г. был «крахом буржуазных иллюзий в социализме. Духовная драма Герцена была порождением и отражением той, всемирно исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела». Позже Герцен выступил как идеолог крестьянского утопического социализма.

Он считал, что Россия после уничтожения крепостного права, минуя капиталистический путь развития, использует крестьянскую общину для перехода к социализму. Герценовская теория «крестьянского» социализма была тесно связана с революционным демократизмом Герцена. «Герцен,— писал Ленин, — видел «социализм» в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении и в крестьянской идее «права на землю». Идея «права на землю» и «уравнительного раздела земли» была формулировкой революционных стремлений к равенству со стороны крестьян, боровшихся ва полное свержение помещичьей власти на уничтожение помещичьего землевладения. Но в этом «социализме», по определению Ленина, не было «ни грана социализма», это была «прекраснодушная фраза», «доброе мечтание».

Скептицизм Герцена после поражения революции 1848 г. явился, однако, формой перехода от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к непреклонной классовой борьбе пролетариата. В 1869 г. Герцен разрывает с анархистом Бакуниным (см.) и обращает «свои взоры не к либерализму, а к Интернационалу, к тому Интернационалу, которым руководил Маркс,—к тому Интернационалу, который начал «собирать полки» пролетариата, объединять «мир рабочий».

Правда, слабость Герцена и в этот период сказалась в том, что он полагал, будто социализм должен выступить с «проповедью, равно обращенной к работнику и хозяину, земледельцу и мещанину». В этом отношении существует большое различив между Герценом и Чернышевским(см.); Чернышевский всегда понимал, что не проповедью, а только революционным насилием по отношению к эксплуататорским классам можно изменить социальный строй. У Герцена (до 1861 г.) проявлялись колебания, отступления от демократизма к либерализму, но при атом демократ в нём всё же брал верх. «Не вина Герцена, а беда его,— указывает Ленин,— что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах.

Когда он увидал его в 60-х — он безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма. Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции* (т. 18, с. 14). Великая заслуга Герцена в том, что он создал вольную русскую прессу за границей. «Колокол» и «Полярная звезда», издававшиеся Герценом в 50—60-х годах, воспитывали молодое поколение России в духе непримиримой борьбы против крепостного права и самодержавия.

Герцен был великим патриотом своего отечества, он беспредельно любил свою родину, свой трудовой народ и ненавидел его угнетателей. Он боролся против низкопоклонства правительственной «верхушки» перед заграницей, против космополитизма. Герцен выступал против национального угнетения народов царизмом; отстаивал свободу польского народа, восставшего против гнёта самодержавия. Герцен резко и беспощадно критиковал западноевропейские буржуазные порядки, доказывая, что гибель капитализма неизбежна.

Герцену принадлежит ряд блестящих художественных произведений («Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Былое и думы» и др.). В них он также ведёт борьбу против крепостничества и самодержавия. В его художественных произведениях ярко выражен его гуманизм, высокие этические воззрения, требование реализма в искусстве. Герцен боролся против без идейности в искусстве, отстаивал принцип народности. Взгляды Герцена на искусство формировались под влиянием революционно-демократической критики и эстетики Белинского (см.), художественного реализма Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Главные произведения Герцена: «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845—1846), «Письма из Франции и Италии» (1847—1851), «С того берега» (1847—1850), «Былое и думы» (1852—1867), письма «К старому товарищу» (1870). «Избранные философские произведения» в двух томах изданы в 1948г.