Filslov.ru - Философия как предмет науки


Толанд Джон (1670—1722)— выдающийся английский философ-материалист. Материалистические взгляды Толанда развивались в эпоху, когда в Англии крупная буржуазия отстаивала политику компромисса с дворянством, а средняя буржуазия со всей решительностью выступала против феодалов, отстаивая капиталистический путь развития страны. Идеологом буржуазно-демократических кругов и явился Толанд.

Основоположник движения свободомыслящих, Толанд оказал большое влияние на французских просветителей — Вольтера (см.), Дидро (см.), Гольбаха (см.), Гельвеция (см.) и др. Начав с деистической критики религии, Толанд впоследствии становится на позиции атеизма. Он отрицал бессмертие души, загробное воздаяние, сотворение мира, доказывал ее божественное происхождение священных книг, отрицал чудеса, делал попытки объяснить происхождение религии земными условиями и т. д. Главная заслуга Толанда заключается в его учении о единстве материи и движения.

Толанд считал движение существенным и неотъемлемым свойством материи. С этих позиций он критикует Спинозу (см.), который не считал движение основным свойством материи, а также Ньютона (см.) и Декарта (см.), которые видели источник движения в боге. Материя, по Толанду, вечна и не уничтожима; вселенная бесконечна. Толанд, однако, оставался в рамках механистического материализма: он отрицал случайность, видел в мышлении чисто физическое движение мозгового вещества, движение материи не связывал с её качественным изменением. Атеистическая книга Толанда «Христианство без тайн» (1696) вызвала ярость духовенства и была предана сожжению. Во избежание ареста Толанд бежал из Ирландии. Главное философское произведение Толанда — «Письма к Серене» (1704).