Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Философия древнего востока.— История древнего Востока есть история формирования рабовладельческого строя, возникновения и развития деспотической государственной власти, распада общинных отношений, роста классовой диференциации, история глубокой социальной борьбы. Как отражение этой Социальной борьбы появляются ростки свободомыслия, начинается протест против окостенелых религиозных представлений и понятий, формируются первые зародыши материалистического мировоззрения, слагаются первые политические теории. Первые удары против традиционного религиозного мировоззрения в древнем Египте были направлены против догмата о загробном мире. Уже знамени тая «Песня арфиста» — классическое произведение древнеегипетской литературы — берёт под сомнение догмат о загробной жизни: «никто не приходит чтобы рассказать» о загробном царстве, говорится в ней.
Строительная деятельность, развитие земледелия, ирригация и т. п. требовали накопления и систематизации научных знаний (в частности по геометрии, механике, астрономии), некоторых сведений по химии и технологии материалов. Изобретение иероглифической письменности у египтян отражало углубление и расширение познания человека. На основе развития научных знаний в древнем Египте появляются ростки материалистического мировоззрения. Греческий писатель Плутарх утверждал, что древнегреческий философ Фалес (см.) именно «у египтян выучился полагать воду первопричиной и началом всех вещей». Среди древнеегипетских текстов, полных вымыслов и религиозной фантастики, встречаются некоторые тексты, резко отличающиеся от них по своему содержанию, например: «Прохладная вода, которая в стране этой, которая произвела вещи живущие и из которой выходят все вещи». Однако в древнем Египте ростки прогрессивных идей заглушались богословскими, идеалистическими учениями.
Как и древний Египет, Вавилон оказал большое влияние на развитие науки и философии в античном мире. Вавилонская числовая система была предшественницей ныне принятой почти во всём мире арабской цифровой системы. Вавилонские математики положили начало алгебре, знали извлечение квадратных я кубических корней, владели основными положениями геометрии, в том числе знаменитой теоремой Пифагора. Общеизвестно значение вавилонской астрономии, которая располагала картой звёздного неба, видимого простым, невооружённым глазом. Памятником древней диалектики является вавилонский спор господина с рабом о смысле жизни. Этот спор содержит противопоставление мудрого раба, изведавшего жизнь, мятущемуся господину, не сознающему противоречий своих желаний с действительностью. Однако и в Вавилоне ростки материалистической мысли в дальнейшем, в ходе развития общественной жизни всё больше заглушались идеалистическими, богословскими учениями, созданными в интересах господствующего класса эксплуататоров-рабовладельцев .
В Индии и Китае зародились первые материалистические философские течения и школы, в своём развитии далеко опередившие философские идеи Вавилона и Египта. Развитие общественной жизни Индии и Китая ушло значительно дальше развития других стран Дальнего Востока. В Индии это совпало с периодом, когда развитие рабовладельческого строя начало перерастать примитивные, узкие рамки кастовой организации. Строгое деление общества на касты, осуждавшее на бесправное положение не только крестьян, но также торговцев и ремесленников в городах, стесняло развитие производительных сил древнего . общества. Волна протеста против засилья брахманов (жрецов) и брахманизма, освящавшего кастовый строй, всколыхнула в эту эпоху крестьянство и массы городского люда — торговцев и ремесленников. В общественной жизни усилились элементы нового, которые не соответствовали старым порядкам, с их бесправием, унижением масс и всевластием жреческой знати. Эти обострившиеся социальные противоречия нашли своё отражение в области идеологии.
В этот период начало формироваться материалистическое течение в древнеиндийской философии, получившее название «чарвака» (есть предположение, что Чарвак — имя древнего мыслителя, от которого получило название и всё философское направление. Согласно другому предположению, слово «чарвак» состоит из двух слов: «чару» — доходчивый и «вак» — слово). Другое название индийского материализма — «локайата» — можно понимать как «взгляды обычных людей». Это название подчёркивает естественность, обычность исходных положений материализма, которым противопоставлялись мудрствования различных идеалистических и мистических школ. Многие ' считают основателем древнеиндийской материалистической школы древнего мудреца Брихаспати. Этому мыслителю приписывают некоторые стихи, проникнутые свободомыслием.
Сторонники древнеиндийского материализма признавали материальность мира. Всё в мире состоит из четырёх элементов — воздуха, огня, воды и земли. Из этих же элементов состоит тело человека. Человек, растения, животные после своей смерти вновь превращаются в эти элементы. Сознание есть свойство тела. «Я» человека не существует без тела, недаром люди говорят: «я —хромой», «я—тучный», «я— слепой», соединяя с понятием «я» телесные признаки. Смерть тела означает и конец сознания. Никакой бессмертной души нет, так же как нет духов и богов, заявляли материалисты древней Индии. Рай и ад выдумали жрецы. В области этики школа чарвака подвергла критике религиозные учения об аскетизме и «уничтожении» страдания путём отхода от всяких желаний и страстей.
Жизнь человека неизбежно связана и с наслаждениями и со страданиями. Кто зовёт к отказу от наслаждений на том основании, что наслаждения связаны со страданиями, тот проповедует отказ от жизни и, следовательно, проповедует смерть. Задача человека заключается в том, чтобы стараться сократить страдания и увеличить наслаждения. В этике «чарвака» есть элементы, сближающие её с античным эпикурейством. Ещё большего развития материалистическая философия достигла в древнем Китае (см. Философия Китая).