Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Локк Джон (1632—1704) — английский философ, продолжатель линии Ф. Бэкона (см.) и Гоббса (см.) в философии. Локк разработал основной принцип Бэкона— происхождение знаний и идей из мира чувств. Локк — материалист; он признавал объективное существование вещей и считал, что идеи и представления являются результатом воздействия этих вещей на наши органы чувств. В своём главном произведении «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк подверг резкой критике учение Декарта (см.) о «врождённых идеях» и учение Лейбница (см.) о «врождённых практических принципах». В противовес этим философам он отстаивал опытный, чувственный характер человеческого знания. Идеи, принципы не врождены, а приобретаются, доказывает Локк; душу ребёнка он сравнивал с tabula rasa (см.):— чистой доской.
Однако Локк непоследовательно проводил материалистическую точку зрения на происхождение человеческого знания из опыта. Он различал двоякий опыт — внешний и внутренний. Под внешним опытом он понимал воздействие материальных предметов на органы чувств человека. Он называл это иначе ощущением (см.). В этом — материализм Локка. Под внутренним опытом он подразумевал «самодеятельность души». Этот опыт он называл рефлексией. В этом — элемент идеализма.
Ощущение, или внешний опыт, и рефлексия, или внутренний опыт, согласно Локку, являются двумя самостоятельными источниками познания, от куда мы получаем все наши идеи, понятия, представления. Таким образом, в теории познания Локк является дуалистом. Качества вещей Локк делит на первичные и вторичные. Наши представления о протяжённости, фигуре, движении суть отражение в голове человека реальной протяжённости, реальной фигуры и реального движения, т. е. имеют вполне объективное значение. Это — первичные качества. Наши представления о цвете, звуке, запахе являются субъективными представлениями, т. е. не имеют объективного значения. Это, по Локку,— вторичные качества. В учении о первичных и вторичных качествах Локк сделал большую уступку идеализму.
Двойственный характер учения Локка привёл к тому, что идеалистические ошибки его использовали впоследствии Беркли (см.) и Юм (см.), создавшие учение субъективного идеализма. Материалистические элементы локковской философии последовательно развивали французские материалисты XVIII в. Гельвеций (см.), Гольбах (см.), Дидро (см.). В вопросах религии Локк был деистом, в педагогике — преследовал цель подготовить «джентльмена» буржуазного общества, «умеющего разумно и прибыльно вести свои дела».
Противоречивость и непоследовательность философии Локка имели свод классовые корни. Локк, по словам Энгельса, был «сыном классового компромисса 1688 года», т. е. компромисса между английской буржуазией и дворянством в эпоху так называемой «славной революции» в Англии. В своих политических сочинениях Локк выступил защитником конституционной монархии, созданной английской революцией, защитником классовых интересов английской буржуазии. Главная задача государства состоит, по Локку, в защите частной собственности.