Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Лавров Петр Лаврович (1823—1900) — русский мелкобуржуазный общественный деятель, публицист и социолог, субъективный идеалист и эклектик, идеолог народничества (см.). Наиболее подробно изложил взгляды народничества в своём главном произведении «Исторические письма», написанном в конце 60-х годов. Был членом народнической организации «Земля и воля», а затем партии «Народная воля»; сторонник тактики индивидуального террора. Состоял членом I Интернационала, был знаком с Марксом и Энгельсом и вёл с ними переписку. Лавров на словах заявлял о своём согласии с экономической теорией Маркса. Однако на деле, являясь эклектиком, он защищал субъективный метод в социологии (см.), политэкономии и отрицал применимость марксистского учения к России.
Вслед за реакционным французским социологом Контом (см.) и другими позитивистами Лавров отрицательно относился к теоретическому мышлению, к философии, пытался «подняться» выше материализма и идеализма, уйти от решения основного вопроса философии, на деле же защищал субъективный идеализм (см.) и агностицизм (см.). Лавров утверждал, что исторические события неповторимо индивидуальны и не допускают обобщения, не могут быть подведены под общие объективные законы. По мнению Лаврова, предметом социологии следует считать не общественную жизнь, а личность с её идеалами о будущем строе, под которым он подразумевал мелко буржуазный строй, без крупной буржуазии и пролетариата, без противоречий и классовой борьбы. Роль личности в истории он считал решающей.
Общественно-политические и философско-социологические взгляды Лаврова означали шаг назад от революционного демократизма Чернышевского (см.), Добролюбова (см.), Писарева (см.). Своими субъективно-идеалистическими и эклектическими идеями Лавров ослаблял революционно - демократический лагерь. Революционные демократы во главе с Чернышевским подвергли резкой критике философские и социологические упражнения Лаврова.
Маркс и Энгельс подвергли резкой критике его народнические субъективно-идеалистические и эклектические взгляды, тесно связанные с проводимой им компромиссной политикой, с его попытками примирить бакунистов и марксистов в I Интернационале. Большее значение в борьбе против народнических взглядов Лаврова имели работы Плеханова (см.). Мелкобуржуазные субъективно-идеалистические взгляды народников окончательно были разгромлены В. И. Лениным.