Filslov.ru - Философия как предмет науки


Лавров Петр Лаврович (1823—1900) — русский мелкобуржуазный общественный деятель, публицист и социолог, субъективный идеалист и эклектик, идеолог народничества (см.). Наиболее подробно изложил взгляды народничества в своём главном произведении «Исторические письма», написанном в конце 60-х годов. Был членом народнической организации «Земля и воля», а затем партии «Народная воля»; сторонник тактики индивидуального террора. Состоял членом I Интернационала, был знаком с Марксом и Энгельсом и вёл с ними переписку. Лавров на словах заявлял о своём согласии с экономической теорией Маркса. Однако на деле, являясь эклектиком, он защищал субъективный метод в социологии (см.), политэкономии и отрицал применимость марксистского учения к России.

Вслед за реакционным французским социологом Контом (см.) и другими позитивистами Лавров отрицательно относился к теоретическому мышлению, к философии, пытался «подняться» выше материализма и идеализма, уйти от решения основного вопроса философии, на деле же защищал субъективный идеализм (см.) и агностицизм (см.). Лавров утверждал, что исторические события неповторимо индивидуальны и не допускают обобщения, не могут быть подведены под общие объективные законы. По мнению Лаврова, предметом социологии следует считать не общественную жизнь, а личность с её идеалами о будущем строе, под которым он подразумевал мелко буржуазный строй, без крупной буржуазии и пролетариата, без противоречий и классовой борьбы. Роль личности в истории он считал решающей.

Общественно-политические и философско-социологические взгляды Лаврова означали шаг назад от революционного демократизма Чернышевского (см.), Добролюбова (см.), Писарева (см.). Своими субъективно-идеалистическими и эклектическими идеями Лавров ослаблял революционно - демократический лагерь. Революционные демократы во главе с Чернышевским подвергли резкой критике философские и социологические упражнения Лаврова.

Маркс и Энгельс подвергли резкой критике его народнические субъективно-идеалистические и эклектические взгляды, тесно связанные с проводимой им компромиссной политикой, с его попытками примирить бакунистов и марксистов в I Интернационале. Большее значение в борьбе против народнических взглядов Лаврова имели работы Плеханова (см.). Мелкобуржуазные субъективно-идеалистические взгляды народников окончательно были разгромлены В. И. Лениным.