Filslov.ru - Философия как предмет науки


Логика — наука о формах и законах мышления. В логике, как и во всей философии, шла и ныне идёт борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями. Идеалистическая логика рассматривает формы и законы мышления в отрыве от объективного мира, существующего независимо от человеческого сознания. Согласно этой ложной точке зрения человек по своему произволу, опираясь на некие прирождённые ему свойства, устанавливает правила и законы мышления, не интересуясь, согласуются ли они с объективной реальностью. Поэтому идеалистическая логика не соединяет, а разъединяет человека и природу, противопоставляет их друг другу.

Материалистическая, марксистская логика рассматривает формы и законы мышления как отражение объективной действительности. Цель человеческого познания состоит в том, чтобы правильно отразить природу, познать её объективные законы, ибо только при этом условии возможна целесообразная и сознательная практическая деятельность. Поэтому материалистическая, т. е. действительно научная, логика не разграничивает, а соединяет человека и природу, помогает человеку правильно познавать объективные законы в интересах практического воздействия на природу. Глубокое материалистическое определение логики дал Ленин в «Философских тетрадях». «Логика,— указывает Ленин,— есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира». Законы логики являются отражением объективного в субъективном сознании человека.

Борьба материализма против идеализма лежит в основе всей истории развития логики. Логика зародилась уже в древней Греции. Первоначально она "выступила в форме своеобразного метода вести полемику, беседу путём столкновения противоположных мнений. Свойственный древнегреческим философам-материалистам взгляд на природу, как на развивающийся процесс, придал их логике диалектический характер. Зачатки диалектической логики получили своё наиболее яркое выражение в философии Гераклита (см.). Особенно большая заслуга в разработке логики как науки принадлежит Аристотелю (см.).

Аристотель является основоположником формальной логики (см.); он первый специально и систематически исследовал мышление и его законы, дал классификацию суждений, разработал теорию об умозаключениях и т. д. Его логика не отрывала форм мышления от бытия, хотя в ней имелась и идеалистическая струя. «У Аристотеля,—т писал Ленин,— везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная. Логика Аристотеля была в основном метафизической. Он вёл борьбу с учением Гераклита о противоречивости вещей. Однако и самой аристотелевской логике не были чужды элементы диалектики. Логика Аристотеля широко использовалась в средневековой философии; схоласты средневековья превратили её в средство доказательства богословских истин.

В новое время в связи с развитием опытного естествознания логика получила своё дальнейшее развитие. Особо необходимо отметить разработку логики Ф. Бэконом (см.). В противоположность Аристотелю, развивавшему преимущественно дедуктивную логику, Бэкон построил концепцию индуктивной логики, т. е. систему правил и приёмов выведения общих положений на основе анализа частных фактов. В дальнейшем логика принимала всё более формалистический характер. Разрыв между логикой и природой, формами мышления и его объективным содержанием достиг своего кульминационного пункта в философии Канта (см.).

Логика Канта — это формалистическая и метафизическая логика, основанная на противопоставлении якобы алогичной, т. е, лишённой всякой объективной логики, действительности и логического мышления, свойственного, по Канту, человеку априорно, независимо от опыта, от внешнего мира. Критику Канта дал Гегель (см.), создавший систему диалектической логики. Но логика самого Гегеля, как и Канта, была идеалистической. Кантовский разрыв логики и природы Гегель заменил принципом тождества бытия и мышления. У Гегеля логика мысли, идеи, понятия есть источник и основа развития материального мира. Борясь против формальной, метафизической логики, Гегель разработал ряд ценных положений диалектической логики, но , логика Гегеля в целом была непригодна как орудие познания, так как была разработана на идеалистической основе.

Серьёзный вклад в развитие логики внесла передовая русская материалистическая философия середины XIX в. Белинский (см.), Герцен (см.), Чернышевский (см.) подвергли глубокой критике идеалистическую логику Гегеля и перерабатывали её в духе философского материализма. Однако только с возникновением марксизма под логику была подведена прочная научная база.

В трудах классиков марксизма-ленинизма глубоко разработана диалектическая логика, являющаяся мощным орудием человеческого познания. Классики марксизма-ленинизма прежде всего ясно и исчерпывающе определили место и значение старой, формальной логики, соотношение между формальной (элементарной) логикой и логикой диалектической. Марксизм не только не отрицает необходимость формальной логики, очищенной от идеалистических и схоластических извращений, но подчёркивает большое значение формальной логики в процессе выработки элементарных правил научного мышления. Однако формальная логика есть низшая ступень логики или, как говорил Энгельс, «низшая математика» логики. Формальная логика берёт явления и вещи вне их взаимной связи и взаимозависимости. Она рассматривает их не как развивающиеся и изменяющиеся, а как находящиеся в состоянии покоя и неподвижности, она не вскрывает внутренних противоречий предметов и т. д.

Формулируемые ею законы мышления отражают не процессы, совершающиеся в предметах, а предметы вне этих процессов. Исторически такой подход к природе был необходим. «Надо было,— указывает Энгельс, — исследовать вещи, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данная вещь, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые в ней происходят». Но такой подход необходим также и в процессе умственного развития отдельного человека, Ребёнок, например, но может сразу понять предметы как процессы, не познав их сначала как нечто устойчивое, неизменное. Кроме того, в своей повседневной жизни человек имеет дело с простыми вещами и отношениями, для познания которых вполне достаточно элементарных правил формальной логики. Но то, что достаточно для познания простых вещей и отношений, недостаточно для научного познания сложных явлений и отношений.

В этом смысле формальная логика имеет свои границы, за которыми как метод познания она непригодна. Логика формальная, указывает Ленин, «берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим... Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении».

Поэтому диалектическая логика есть как бы «высшая математика» логики. Только она даёт в руки исследователя верное, а потому мощное орудие познания объективного мира во всей его сложности, в его развитии и изменении, в переходах одних форм в другие, низших в высшие и т. д. Марксизм навсегда покончил с характерным для буржуазной философии разрывом между учением о бытии и учением о познании, о законах мышления. Ленин подчёркивает, что диалектика, логика и теория познания — это одно и то же, ибо логика не может создавать какие-то особые законы мышления, не согласованные с законами самого бытия. Материалистическая диалектика, вскрывающая наиболее общие законы развития природы и общества, есть вместе с тем и высшая логика мышления. Законы диалектики являются и законами мышления, субъективная диалектика выражает объективную диалектику. Поэтому важнейшее положение диалектической логики гласит, что создаваемые логикой понятия, категории — не пособие человека, а выражение закономерности развития природы и человека.

Диалектическая логика, далее, формулирует свои понятия и категории не как мёртвые, неподвижные, не изменяющиеся, а как понятия гибкие, подвижные, адекватно отражающие процессы, происходящие в объективной действительности. Она требует, чтобы понятия и категории были между собой так же связаны, находились в таком же взаимодействии, как и объективные явления, отражаемые ими. Отвечая на вопрос, в чём состоит диалектика понятий, Ленин подчёркивает, что это связь, взаимозависимость всех понятий без исключения, переходы всех понятий из одного в другое.
Важнейшей отличительной особенностью марксистской диалектической логики по сравнению со всеми идеалистическими и метафизическими логическими теориями является включение практики в логику. Логические понятия и категории могут создаваться лишь на основе практической деятельности как её результат, и лишь в практике проверяется их истинность. Ленин указывает, что «практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти. фигуры могли получить значение аксиом).

Диалектическая логика марксизма неопровержима, ибо она есть выражение объективной логики развития самой жизни. Современная буржуазная философия, стремясь исказить эту объективную логику жизни, закономерно ведущую к гибели капитализма и торжеству коммунизма, выступает против научной логики. Характерной чертой современных школ и школок буржуазной философии является стремление утвердить в познании принципы алогизма, иррационализма, интуитивизма, т. е. подменить логическое мышление хаосом субъективных впечатлений, переживаний человека, слепым повиновением «стихии» и т. п. В этом отрицании логики сказывается реакционность нынешней буржуазной философии, видящей свою единственную цель в том, чтобы ставить на пути познания одно препятствие за другим. Марксистская философия разоблачает этих новоявленных «ниспровергателей» научной логики как ярых врагов человеческого познания.