Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Юм Давид (1711—1776) - английский буржуазный философ, историк и экономист. В философии Юм — субъективный идеалист, агностик. Вопрос о том, существует объективная реальность или нет, Юм считает неразрешимым. Он утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они реально. В этом отличие агностицизма Юма от кантовского, признающего существование «вещи в себе» (см. «Вещь в себе » и «вещь для нас»). Причинная связь для Юма — не закон природы, а привычка. Отрицая материальную основу вещей и причинность, Юм приходит к выводу, что в человеческом сознании есть лишь поток психических восприятий и что наука сводится к простому описанию этого потока, она не в состоянии постичь какие-либо законы.
Агностицизм и субъективизм Юма, как и всякий другой агностицизм, опровергаются практикой человечества. Воздействием на природу и изменением её человек доказывает объективность мира, его познаваемость. Философия Юма оказала влияние на Канта (см.), а также на махистов, которые подчищали Юма под Беркли. Уничтожающая критика Юма дана в книге Ленина « Материализм и эмпириокритицизм» (см.). В понимании общества Юм — идеалист и метафизик. Сторонник компромисса буржуазии и дворянства, Юм в своих экономических сочинениях прославлял быстро поднимавшееся в то время в Англии капиталистическое общество.
Основные философские труды Юма: «Трактат о человеческой природе» (1739 — 1740) и «Исследование человеческого разумения» (1748).