Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Лейбниц Готфрид Вильгельм
(1646—1716) — немецкий философ-идеалист, математик, предшественник немецкого идеализма конца XVIII — начала XIX в. Философия Лейбница сложилась в условиях феодальной раздробленности Германии. Слабость нарождавшейся немецкой буржуазии обусловила примиренческий характер её идеологии, нашедшей своё отражение в философии Лейбница. Лейбниц стремился примирить религию я науку, объяснить бедствия, испытываемые людьми, ссылкой на волю бога. Его философская концепция непосредственно смыкается с религиозной теорией о боге как управляющей силе. В основе природы, по Лейбницу, лежат самостоятельные духовные (идеальные) субстанции — монады (см.).
Эти монады — своего рода «души» — являются основой всех вещей, всей жизни. Монады активны, сфера их деятельности — представление; материя — лишь проявление этих духовных самостоятельных сущностей. Верховная монада — бог, творящий всё бесконечное многообразие существующих монад, устанавливающий иерархию и связь между ними, образующую предустановленную гармонию. Поэтому, утверждал Лейбниц, всё к лучшему в этом лучшем из миров.
Неорганический мир представляет собой сочетание низших монад; человек является сочетанием высших монад, которые обладают ясным представлением и пониманием действительности. Таким образом, вся природа есть природа органическая; неживой природы, по Лейбницу, нет.
В учении о монадах у Лейбница переплетаются идеализм и метафизика (сверхъестественное возникновение монад) с диалектической догадкой о внутреннем движении материи и о взаимосвязи всех форм проявления жизни (через монады). Ленин по этому поводу указывал: Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной (и универсальной, абсолютной) связи материи и движения» . Вместе с тем Лейбниц развивал механистические принципы непрерывности развития, отрицал скачки в развитии и подчинял законы физического движения телеологии. В теории познания Лейбниц пытался примирить рационализм и эмпиризм. К известному положению сенсуализма «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве» он добавляет свою поправку: «кроме самого интеллекта». Таким образом, это примирение проводится Лейбницем на базе рационализма.
Большие заслуги имеет Лейбниц в области математики. Независимо от Ньютона (см.) он создал дифференциальное и интегральное исчисление (анализ бесконечно малых), которое является мощным средством познания мира, так как позволяет естествознанию изображать не только состояния, но и процессы—движение. Современная реакционная философия империализма использует мистическую теорию монад Лейбница в целях защиты и оживления идеализма.
Главнейшие произведения Лейбница: «Новый метод максимумов и минимумов» (1684), «Новая система природы и взаимосвязи субстанций» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1700 — 1705), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). Кроме того, им оставлено огромное количество писем, в которых он излагает ряд своих идей.