Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
История философии как наука. — История философии как наука создана марксизмом. До марксизма попытки создать научную историю философии не имели успеха, так как они основывались на идеалистической трактовке истории общества и происхождения, идей. Каждый философ объявлял все предшествовавшие философские системы заблуждением, и вся история философской мысли оказывалась, таким образом, своеобразной галереей заблуждений. Первую серьёзную попытку создать систематическую историю философии сделал Гегель в своих «Лекциях по истории философии».
Однако история философии трактовалась им с идеалистических позиций, как процесс последовательного развития идей, в котором осуществляется саморазвитие абсолютного духа; по Гегелю, отдельные стадии в развитии, философии означают отдельные ступени познания абсолютным духом себя самого. Гегелевская история философии сознательно игнорирует материалистическую линию, третирует материалистов, пытается всячески принизить их, чтобы возвысить идеализм и доказать, что только идеалистическая философия заслуживает названия философии.
Дальнейшее развитие буржуазной истории философии в лице таких её представителей, как Куно Фишер, Виндельбанд, Ибервег-Гейнце, не выдвинуло после Гегеля ни одной заслуживающей внимания обобщающей концепции. Современная буржуазная история философии так же низко пала, как и сама буржуазная философия. Фальсифицируя действительный ход развития философии, вековую борьбу материализма против идеализма, современные .буржуазные историки философии преследуют цель оправдать самые реакционные, самые антинаучные системы прошлых веков. Ярким образчиком подобной фальсификации может служить книга английского философа-мракобеса Б. Рассела «История западной философии». Буржуазные философы не могли и не могут сколько-нибудь серьёзно подойти к решению задачи — дать научную историю философии.
Ценные положения внесли в развитие истории философии работы русских философов XIX в. — «Письма об изучении природы» Герцена (см.), произведения Чернышевского (см.). Особенное значение для понимания ряда вопросов истории русской философии имеют «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского.
Однако только идеология пролетариата — марксизм даёт единственно верный критерий и руководящие идеи для создания историко-философской науки. Опираясь на материалистическое понимание общества, марксистско-ленинская история философии вскрывает действительные закономерности развития философской мысли, показывает, что развитие философских идей и теорий отражает развитие общественной жизни, изменения в экономическом строе общества.
Огромное руководящее значение для научного понимания истории философии имеет марксистское учение о базисе и надстройке. Философские теории и взгляды, как и политические, правовые и другие взгляды общества, являются надстройкой и изменяются вместе с изменением своего базиса. Как и всякая надстройка, философские взгляды и теории, являясь активной силой общественного развития, помогают своему базису укрепиться. В классовом обществе философия выражает идеологию того или иного общественного класса. Поэтому развитие и смену философских взглядов нужно рассматривать в связи с изменениями, происходящими в базисе общества. Таким образом, история философии должна быть рассмотрена как процесс, развивающийся в связи со всем ходом исторического развития общества.
В трудах классиков марксизма-ленинизма освещены основные этапы в развитии истории философии, дана всесторонняя оценка их, а также оценка и критика наиболее существенных философских систем и школ. Огромное значение для марксистской истории философии имело выделение Ф. Энгельсом в произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии » (см.) вопроса об отношении мышления к бытию как основного вопроса философии. Это дало возможность научно определить основные направления в философии и рассматривать борьбу материализма с идеализмом как главную закономерность истории философии. Большое научное значение для истории философии имели некоторые работы Плеханова (см.), хотя и не свободные от ряда ошибок.
Важную роль в марксистском освещении вопросов истории философии сыграла борьба против меньшевиствующих идеалистов и механистов. В процессе этой борьбы были разоблачены идеалистические и механистические искажения в освещении вопросов истории философии. Большой вклад в развитие марксистско-ленинской историко-философской пауки внесла философская дискуссия, проведённая по инициативе ЦК партии в 1947 г. Дискуссия, выступление от имени ЦК Коммунистической партии А. А. Жданова вскрыли серьёзные ошибки и пороки книги Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», которая извращала марксистско-ленинские принципы подхода к истории философии, объективистски излагала историю философии, игнорировала принцип партийности.
Исходя из того, что борьба материализма и идеализма является законом развития философии и что на основе этой борьбы развивалась и формировалась научная материалистическая линия в философии, А. А. Жданов дал чёткое определение предмета историко-философской науки. Научная история философии, указал А. А. Жданов, является «историей зарождения, возникновения и развития научного материалистического мировоззрения и его законов. Поскольку материализм вырос и развился в борьбе с идеалистическими течениями, история философии есть также история борьбы материализма с идеализмом». Соответственно с этим определением предмета научной истории философии важнейшим решающим принципом марксистской историко-философской науки является её партийность, её несовместимость с буржуазным объективизмом, с раболепием, преклонением перед буржуазными философами и преувеличением их заслуг.
А. А. Жданов подверг резкой критике немарксистскую трактовку истории философии как процесса постепенной смены одной философской школы другой, а марксистской философии — как одной из философских школ. «С появлением марксизма как научного миросозерцания пролетариата,— говорил А. А. Жданов,— кончается старый период истории философии, когда философия была занятием одиночек, достоянием философских школ, состоявших из небольшого количества философов и их учеников, замкнутых, оторванных от жизни, от народа, чуждых народу.
Марксизм не является такой философской школой. Наоборот, ои является преодолением старой философии, когда философия была достоянием немногих избранных— аристократии духа, и началом совершенно нового периода истории философии, когда она стала научным оружием в руках пролетарских масс, борющихся за своё освобождение от капитализма». Возникновение марксистской философии должно рассматриваться в истории философии как революционный скачок, как революция, совершившая грандиозный переворот в истории человеческой мысли и превратившая философию в науку. Этот скачок ие означает отсутствия преемственности в развитии философии. Маркс и Энгельс указывали, что диалектический материализм является продуктом развития наук, в том число философии, за предыдущий период.
Марксистская история философии должна, далее, показать изменение самого предмета философии как науки, совершавшееся в ходе развития философии, естествознания и других наук. Почти вплоть до возникновения марксизма философия рассматривалась как «наука наук», охватывающая все области знания. Последней искусственной системой такого рода была философия Гегеля (см.). В прошлом такое расширение предмета философии было оправданным, поскольку наука ещё не диференцировалась и многие положительные науки, впоследствии возникшие на базе выросших знаний о природе, заменялись тогда вымыслами. Своеобразие развития философии заключается в том, что от неё, по мере развития научных знаний о природе и обществе, отпочковывались одна за другой положительные науки. Этот процесс означал углубление человеческих знаний и имел огромное значение как для естествознания и общественных наук, так и для развития самой философии.
Современная марксистско-ленинская история философии не может обрываться возникновением марксизма. Она должна включать в себя всю столетнюю историю марксистской философии, её борьбу с буржуазно-реакционными течениями и школами, творческое развитие марксистской философии Лениным, Сталиным и их учениками применительно к новой эпохе — эпохе империализма и пролетарских революций. А. А. Жданов подверг резкой критике искусственное деление в книге Г. Ф. Александрова истории философии на историю западноевропейской и историю русской философии; отсутствие в книге истории русской философии означало умаление роли русской философии.
Подлинно научная история философии должна анализировать и излагать развитие материалистической философии в тесной связи с историей естествознания. Марксистская история философии должна быть непосредственно связана с задачами современности, быть орудием коммунистического воспитания. Все эти положения обобщают идеи и высказывания Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина по вопросам истории философии и дают полное и глубокое определение марксистской истории философии как науки.
Произведения классиков марксизма-ленинизма дают образцы научного анализа и изложения истории философии. Таковы труды К. Маркса и Ф. Энгельса ( Святое семейство» (см.), «Немецкая идеология (см.); произведения Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»(см.),« Анти-Дюринг» (см.); труды В. И. Ленина « Материализм и эмпириокритицизм» (см.), «Три источника и три составных части марксизма», « Философские тетради» (см.); труды И. В. Сталина « Анархизм или социализм?» (см.), « О диалектическом и историческом материализме» (см.), « Марксизм и вопросы языкознания» (см.), « Экономические проблемы социализма в СССР» (см.).