Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
О диалектическом и историческом материализме — произведение И. В. Сталина, написанное в 1938 г. как составная часть «Краткого курса истории ВКП(б)», В этом труде дано цельное, стройное и систематическое изложение основ марксистской философии. Это произведение является философским обобщением всего богатейшего опыта борьбы рабочего класса и Коммунистической партии Советского Союза за социализм, обобщением революционного опыта самой богатой и сложной эпохи в истории человечества.
Произведение И. В. Сталина основано на обобщении богатейшего философского наследства Маркса, Энгельса и Ленина. В этом произведении показаны неразрывная связь диалектического материализма с пролетарским социализмом, революционно-практическое значение философии марксизма-ленинизма. Своим определением диалектического материализма как мировоззрения марксистско-ленинской партии, как теоретического фундамента марксистской партии нового типа И. В. Сталин показал величайшую роль научной философии в борьбе рабочего класса и его партии за переустройство мира. В ясной и простой форме в этом произведении изложены основные черты марксистского диалектического метода, марксистского философского материализма и исторического материализма.
Излагая марксистский диалектический метод как прямую противоположность метафизическому методу, И. В. Сталин сводит сущность материалистической диалектики к четырём основным чертам. Диалектический метод:
1) рассматривает явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
2) исследует явления в их постоянном движении, развитии, возникновении и отмирании;
3) исходит из того, что процесс развития — не простой процесс роста, а движение поступательное, совершающееся путём перехода количественных изменений в качественные, причём возникновение нового совершается путём скачка и развитие идёт от простого к сложному, от низшего к высшему;
4) требует учитывать, что предметам, явлениям природы свойственны внутренние противоречия и что борьба противоположностей составляет внутреннее содержание процесса развития.
Переходя к характеристике марксистского философского материализма, теории, коренным образом противоположной идеализму, И. В. Сталин отмечает три его основные черты. Марксистский философский материализм исходит из того, что
1) мир материален и все многообразные его явления представляют различные виды движущейся материи;
2) материя первична, а сознание, мышление вторично;
3) мир и его закономерности познаваемы, и наши знания об этом мире, проверенные практикой, являются достоверными знаниями. Сделанные в этом произведении выводы, вытекающие из диалектического метода и марксистского материализма имеют огромное значение для практической деятельности партии пролетариата, для изучения истории человеческого общества. Они показывают, что марксистский диалектический метод и философский материализм есть незаменимое теоретическое оружие познания и революционного, коммунистического преобразования мира.
В своём труде И. В. Сталин уделяет большое внимание вопросам исторического материализма: об условиях материальной жизни общества, о способе производства и его двух сторонах — производительных силах и производственных отношениях, об основных типах производственных отношений в истории общества и т. д. В сжатой форме, за которой скрывается глубокое содержание, раскрываются законы развития общества. Основной и главной силой развития общества является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таков весь общественный строй, таковы политические учреждения, право, теории и идеи людей. Исторический материализм вместе с тем подчёркивает громадное значение политических учреждений и идей.
Их роль в деле преобразования общества исключительно велика. И. В. Сталин показывает теоретическую несостоятельность и политическую реакционность взглядов и теорий всякого рода вульгарных экономистов, отрицающих активную роль надстройки, в частности идей, «Новые общественные идеи и теории потому собственно и возникают, что они необходимы для общества, что без их организующей, мобилизующей и преобразующей работы невозможно разрешение назревших задач развития материальной жизни общества».
Опыт истории показывает, что провал утопистов, всех антимарксистских партий, выступавших в России, — народников, эсеров, меньшевиков, анархистов — объясняется, между прочим, тем, что в своей работе они руководствовались антинаучными, идеалистическими теориями, оторванными от реальной жизни общества. Победила Коммунистическая партия, и в этом огромную роль сыграли марксистско - ленинская теория, диалектический и исторический материализм, вооружившие партию знанием законов общественного развития. Исторический материализм учит, что, только глубоко поняв особенности производства, можно уяснить законы общественного развития, в каком направлении должны действовать рабочий класс и его партия, чтобы ускорить ход общественного процесса.
В работе «О диалектическом и историческом материализме» даётся подробная характеристика особенностей производства. Первая особенность производства заключается в том, что оно никогда не застывает на одном месте, оно постоянно изменяется, и изменение в способе производства вызывает изменение всего общественного строя. Это значит, что история общества есть прежде всего история развития производства, история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихся основными силами производственного процесса. Вторая особенность производства состоит в том, что изменение производства начинается с изменения производительных сил, в первую очередь с появления новых орудий труда, а с изменением производительных сил соответственно изменяются производственные отношения. В работе глубоко вскрывается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений, показывается закономерность возникновения на определённой ступени развития способа производства несоответствия, противоречия между ними, преодолеваемого путём уничтожения старых и возникновения новых, более прогрессивных производственных отношений.
В работе даётся сжатый и глубокий очерк развития производительных сил от древних времён до наших дней и показывается, как на этой основе изменялись производственные отношения общества. Характеризуя производственные отношения социализма, И. В. Сталин показал, что они находятся в полном соответствии с характером производительных сил, ибо общественному характеру процесса производства соответствует общественная собственность на средства производства. Но понятие «полное соответствие» не означает, что в процессе развития социалистического способа производства не возникает несоответствие, противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Такое противоречие закономерно возникает и в развитии социалистического способа производства, но здесь оно не доходит до конфликтов, как это имеет место при капиталистическом способе производства.
Оно преодолевается партией и государством путём своевременного приведения в соответствие отстающих производственных отношений с характером развивающихся производительных сил. Третья особенность производства состоит в том, что новые производительные силы и производственные отношения возникают не отдельно от старого строя, а в недрах этого строя, возникают не в результате преднамеренной, сознательной деятельности, а стихийно, бессознательно, независимо от воли людей. После того как историческая необходимость коренных изменений в способе производства созрела, люди осознают эту необходимость и путём революционной борьбы реализуют её.
Появление работы И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» ознаменовало собой начало периода ещё более глубокого, Интенсивного изучения марксистско-ленинской философии миллионными кадрами советской интеллигенции. Она вооружила советских людей острым и действенным оружием борьбы за укрепление социализма, за осуществление задач постепенного перехода от социализма к коммунизму. Эта книга наряду с великими произведениями Маркса, Энгельса и Ленина стала настольной книгой борцов за коммунизм во всём мире.