Filslov.ru - Философия как предмет науки


Историческое и логическое — философские категории, раскрывающие взаимоотношения между ходом логического познания, с одной стороны, и ходом исторического развития общества в целом, истории познания в частности,— с другой. Истинное научное познание есть отражение процесса исторического развития природы и общества. Всякое явление может быть правильно познано лишь в его возникновении, развитии и гибели, т. е. в его историческом развитии. Познать предмет — значит отразить историю его возникновения и развития. Поэтому логическое в общем и целом совпадает с историческим. Но совпадение логического и исторического отнюдь не означает, что логический ход мысли должен воспроизвести историю во всём её конкретном многообразии, во всех её деталях, со всеми её случайными и несущественными моментами. Логическое есть историческое, очищенное от этих случайностей, выраженное в его решающих, самых существенных закономерностях.

«С чего начинает история, — писал Энгельс,— с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме...». Ярким образцом анализа на основе единства логического и исторического может служить «Капитал» Маркса. Ленин пишет, что в «Капитале» дана история капитализма и анализ понятий, теоретически обобщающих её. Так, например, логический анализ форм стоимости воспроизводит историю развития обмена. В логике диалектического материализма законы мышления, понятия, категории, их система и субординация (соподчинение, отношение друг к другу, связь и взаимозависимость) совпадают в общем и целом с историей мысли.

«В логике,— писал Ленин,— история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления. Формула диалектического процесса познания—от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — показывает, что логический процесс познания какой-нибудь вещи в сжатом, сокращённом виде повторяет исторический процесс познания, развивавшегося от познания непосредственно данного к открытию всё более и более глубоких, существенных сторон природы и общества. Положение о единстве логического и исторического в марксистской философии направлено против идеалистического и метафизического отрыва мысли от действительности, теории от практики, логики от истории и служит руководящей методологической нитью в познании реального мира.