Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Немецкая идеология (1845—1846) — одно из ранних (философских произведений Маркса и Энгельса, посвященное критике идеализма младогегельянцев (см.) и ограниченности материализма Л. Фейербаха (см.). Выступив в этом произведении уже со сложившимся в основном мировоззрением, Маркс и Энгельс впервые в развёрнутом виде изложили своё материалистическое понимание истории. «Мы решили,— писал впоследствии Маркс, — сообща разработать наши взгляды в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии...». При жизни книга Маркса и Энгельса не увидела света.
В письме Анненкову Маркс объяснил причины этого: «Вы не можете себе представить, какие затруднения такое издание встречает в Германии, во-первых, со стороны полиции, во-вторых — со стороны издателей, являющихся заинтересованными представителями всех тех направлений, на которые я нападаю. А что касается нашей собственной партии, то она не только бедна, но, кроме того, значительная часть немецкой коммунистической партии сердита на меня за то, что я выступаю против их утопий и против их декламаций». «Немецкая идеология» впервые была опубликована в СССР в 1932 г.
Развивая дальше идеи, изложенные в « Святом семействе» (см.), Маркс и Энгельс показывают в «Немецкой идеологии», что идеализм связан с враждебными пролетариату классами и что в частности философия немецких младогегельянцев отражает трусость и бессилие немецкой буржуазии. Критикуя метафизический и пассивно-созерцательный материализм Фейербаха, Марке и Энгельс «оказывают, что во взглядах иа историю Фейербах — идеалист и поэтому, так же как и младогегельянцы, не в состоянии понять движущие силы общественного развития.
В «Немецкой идеологии» содержится беспощадная критика буржуазного индивидуализма немецкого анархиста Штирнера, а также реакционного, так называемого «истинного социализма» К. Грюпа, М. Гесса и др. Маркс и Энгельс показывают, что как Штирнер, так и «истинные социалисты» ненавидят революционный пролетариат и ориентируются не на будущее Германии, а на её прошлое. В «Немецкой идеологии» разоблачён национализм «истинных социалистов» и пока-вано, что надутое национальное чванство младогегельянцев соответствует весьма жалкой, торгашеской и мелкоремесленной практике немецкой буржуазии того времени.
В борьбе со всеми врагами пролетариата Маркс и Энгельс показывают в «Немецкой идеологии» основные черты научного коммунизма, доказывают, что пролетариат опирается в своей деятельности на объективные закономерности общественного развития. В борьбе пролетариата против буржуазии, в победоносной коммунистической революции, в неизбежности установления коммунистического строя Маркс и Энгельс усматривают необходимый результат действия экономических законов, существующих независимо от воли людей.
В «Немецкой идеологии» разработан такой важнейший вопрос исторического материализма, кап вопрос об общественно-экономических формациях, показаны причины смены формаций раскрыт главный тезис исторического материализма о том, что общественное бытие определяет сознание и т. д. Обосновывая главное своё положение о закономерности коммунистической революции, Маркс и Энгельс указывают, что коммунистическая революция пролетариата «необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может избавиться от всей старой мерзости и стать способным создать новое общество»
«Немецкая идеология» — образец боевой философской критики враждебной пролетариату идеологии, пример коммунистической партийности в разработке философских проблем.