Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Cвятое семейство (1845) — философский труд Маркса и Энгельса, относящийся к раннему периоду их деятельности и направленный против младогегельянцев (см.), ««Святое семейство» — шуточное прозвание философов братьев Бауэров с их последователями. Эти господа проповедовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и политики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь «критически» созерцает окружающий мир и происходящие в нем события.
Господа Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направления решительно восстали Маркс и Энгельс». В «Святом семействе» показано, что младогегельянцы, как и все идеалисты, извращают действительную картину мира, превращая природу и человека в чисто логические категории. При рассмотрении общества младогегельянцы считали, что «критически-мыслящие личности» являются главной движущей силой истории, и отрицали объективные закономерности общества и первенствующее значение деятельности народных масс. Они проповедовали культ личности, ставя личность выше народа; пролетариат, трудящийся народ они считали «серой массой», неспособной к самостоятельной исторической деятельности. Теории и взгляды младогегельянцев были серьёзным препятствием на пути развития рабочего движения. В «Святом семействе»- Маркс и Энгельс поставили перед собой задачу разоблачить эти реакционные теории.
Противопоставив идеализму младогегельянцев материалистический взгляд на природу и общество, Марко и Энгельс показали, что главным содержанием истории является реальная борьба трудящихся масс против эксплуататоров. В «Святом семействе» Маркс и Энгельс формулируют мысль о пролетариате как могильщике капитализма. Здесь мы имеем почти уже сложившийся взгляд Маркса и Энгельса на революционную роль пролетариата.
В «Святом семействе» содержится ряд важных высказываний по истории философии, которая рассматривается как история борьбы материализма против идеализма. Особое внимание уделено истории материализма в Англии и Франции и критике механистического материализма (см.). Несмотря на то, что в «Святом семействе» ещё нет разработки таких решающих вопросов, как вопрос о диктатуре пролетариата, это произведение Маркса и Энгельса — важнейшая веха на пути к созданию научного коммунизма, в нём, как указывал Ленин, заложены основы революционно - материалистического социализма.