Filslov.ru - Философия как предмет науки


Диалектический и исторический материализм маркса, или материалистическое понимание истории, — распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям яшани общества, к изучению общества.

До Маркса в науке господствовало идеалистическое понимание истории. Создание теории исторического материализма связано с величайшим открытием, которое было сделано Марксом в истолковании истории и исторических событий. «Подобно тому,— указывал Энгельс,— как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории — тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, на кой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и. тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены,— а, не наоборот, как это делалось до сих пор».

В развитии способов производства материальных благ, необходимых для существования человека, исторический материализм видит главную силу, которая определяет всю общественную жизнь людей и обусловливает переход одного общественного строя в другой. Ни одно общество не может существовать, не производя материальных благ. При помощи орудий труда, техники человек в процессе производства воздействует на природу и добывает то, что необходимо для жизни. От развития материального производства зависит прогресс общества. С того времени, как человек возвысился до употребления и изготовления орудий производства, начинается история человеческого общества.

Чем более развиты производительные силы общества, тем сильнее господство человека над природой. С развитием производительных сил изменяется и вторая сторона материального производства — производственные отношения, изменяются социально-экономические порядки. Новые производственные отношения, возникающие на базе производительных сил и находящиеся в полном соответствии с ними, являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил. Смена общественно-экономических формаций в истории (первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический) есть смена одних производственных отношений другими, более прогрессивными. Эта смена есть всегда необходимое, закономерное следствие развития производительных сил общества. Утверждение новых производственных отношений происходит обычно путём революционного свержения старых производственных отношений.

Заслуга Маркса и Энгельса, следовательно, заключается в том, что они прежде всего обратили внимание на экономические законы жизни общества, на объективные условия материального производства, которые являются основой всей исторической деятельности людей. Благодаря историческому материализму хаос' и произвол, царившие «во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, — из крепостничества, например, вырастает капитализм»

Исторический материализм навсегда покончил с идеалистическими теориями, рассматривавшими историю общества как хаотическую, произвольную деятельность индивидуумов, как следствие воли и желаний людей. Развитие общества, как и развитие природы, определяется не произволом, не субъективными желаниями людей, а объективными, от воли и сознания людей не зависящими законами. Люди могут открыть объективные законы, познать, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в своих интересах, ограничивая действие одних законов и создавая полный простор для других, но они не могут изменить или отменить их. Тем более они не могут создать новые законы. Величайшее значение исторического материализма в том и состоит, что он открыл и теоретически обосновал законы развития общества и тем самым вооружил пролетариат и его партию знанием путей революционного преобразования общества. Как указывает Ленин, материалистическое понимание истории свело действия индивидуумов к действиям классов, борьба которых определяла развитие общества.

Открытие того факта, что материальное производство — основа всей жизни и развития общества, позволило понять великую творческую роль трудящихся масс в истории. Тем самым было доказало, что история общественного развития является историей самих производителей материальных благ, историей трудящихся масс, являющихся .основными силами производственного процесса и осуществляющих производство материальных благ, необходимых для существования общества.

В зависимости от существующего способа производства, материального бытия общества складывается и определённый характер всего общественного строя, политических учреждений, образ мыслей людей, их взгляды, идеи, теории. Общественное бытие определяет- общественное сознание. Нельзя правильно понять суть политических учреждений, идей, теорий, если забыть материальную основу их происхождения — экономический строй общества. Нельзя понять, почему в одну эпоху возникают одни учреждения и идеи, а в другую — иные, если исходить из них самих, а не из экономического базиса (см. Базис и надстройка).

Общественное сознание — политические, правовые, художественные взгляды, философия, религия и другие идеологические формы — зависит от господствующих производственных отношений между людьми и коренным образом изменяется с изменением экономического базиса, экономических порядков. Объясняя происхождение и зависимость политических учреждений, идей, теорий от базиса, теория исторического материализма вовсе не отрицает их серьёзного значения в жизни общества. Исторический материализм в отличие от экономического материализма, который сводит роль идей к пулю, напротив, подчёркивает их огромную роль. Раз возникнув, общественные и политические учреждения и идеи сами становятся силой, воздействующей на условия, их породившие. Они или задерживают общественное развитие как реакционные силы, служащие отсталым слоям и классам общества, или двигают это развитие вперёд, служа передовым, революционным классам.

Благодаря историческому материализму наука об обществе стала столь же точной наукой, как, например, биология. Исторический материализм имеет большое значение для практической деятельности Коммунистической партии. Чтобы не ошибиться в политике, партия пролетариата должна исходить в своей деятельности не из отвлечённых «принципов человеческого разума», а из конкретных условий материальной жизни общества, из реальных потребностей развития материальной жизни общества.

Сущность исторического материализма сформулирована Марксом в предисловии к книге «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений .составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию.

Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самогб старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

Созданная Марксом и Энгельсом теория исторического материализма была развита и обогащена Лениным и Сталиным на основе анализа новых условий развития общества в эпоху империализма и пролетарских революций, в эпоху строительства социализма.