Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Гассенди Пьер (1592-1655)-французский философ-материалист, физик и астроном. Как многие передовые мыслители эпохи, Гассенди уже в первом труде («Парадоксальные упражнения против аристотеликов», 1624) выступил с резкой критикой учения Аристотеля (см.) и схоластики. Обширная и разносторонняя деятельность Гассенди в области точных и естественных наук требовала прочной материалистической опоры, которую он и нашёл в учении Эпикура (см.). Маркс указывает, что Гассенди возродил материализм Эпикура.
В соответствии со своими материалистическими взглядами Гассенди выступал с критикой декартовского учения, противопоставляя рационализму и метафизическим понятиям Декарта (см.) сенсуализм, утверждающий источником познания чувственный опыт, Свой главный труд — «Свод философии» (издан в 1658, после смерти автора) — Гассенди разделил на три части: логику, физику и этику. В первой части Гассенди дйл обстоятельный анализ проблемы достоверности познания. Он выдвинул ряд положений, направленных против скептицизма, а также против догматизма. В физике, которую он считал самой благородной и обширной частью философии, Гассенди доказывал объективное существование пространства и времени. При этом он ссылался на ряд примеров из физики (сжатие, расширение тел и т. п.).
Пространство и время он признавал не сотворимыми и неуничтожимыми. В то же время он считал бога творцом атомов. Та же непоследовательность, стремление наряду с проповедью материализма сохранить признание бога проявляется в учении Гассенди об отношении знания и веры. Излагая учение о материи, Гассенди повторял основные положения Эпикура и Лукреция (см. Кар Лукреций) вплоть до признания существования особых атомов тепла, холода и др., вызывающих соответствующие чувственные ощущения, а также существования атомов души. Материалистически объясняя явления бытия и сознания чисто механической движущей силой атомов «животной души», Гассенди приписывал человеку наряду с «животной», чувственной, материальной душой и «разумную», нематериальную душу, отдавая этим самым дань религии, идеализму. Но в анализе деятельности «чувственной» и «разумной» души он не мог удовлетворительно показать ни одной из функций разумной души, которая была бы независима от функции чувственной.
В этике Гассенди по примеру передовых мыслителей XVII в. отрицал аскетическую церковную мораль. В согласии с Эпикуром он утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». В общественно-политических взглядах Гассенди отражается политический компромисс буржуазии с абсолютной монархией, на которую буржуазия опиралась в борьбе против феодальной знати. Гассенди был сторонником твёрдой центральной власти. В абсолютном монархе он видел «разумного хозяина государства».
Значение Гассенди в истории науки не исчерпывается популяризацией и развитием атомистического учения о материи, борьбой с пережитками феодальной философии и провозглашением опытного знания источником всякого познания. Ему принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии: о прохождении Меркурия через солнечный диск, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырёх, открытых ранее, и др. В исторических условиях XVII в. Гассенди сыграл несомненно прогрессивную роль как философ и учёный.