Filslov.ru - Философия как предмет науки


Гассенди Пьер (1592-1655)-французский философ-материалист, физик и астроном. Как многие передовые мыслители эпохи, Гассенди уже в первом труде («Парадоксальные упражнения против аристотеликов», 1624) выступил с резкой критикой учения Аристотеля (см.) и схоластики. Обширная и разносторонняя деятельность Гассенди в области точных и естественных наук требовала прочной материалистической опоры, которую он и нашёл в учении Эпикура (см.). Маркс указывает, что Гассенди возродил материализм Эпикура.

В соответствии со своими материалистическими взглядами Гассенди выступал с критикой декартовского учения, противопоставляя рационализму и метафизическим понятиям Декарта (см.) сенсуализм, утверждающий источником познания чувственный опыт, Свой главный труд — «Свод философии» (издан в 1658, после смерти автора) — Гассенди разделил на три части: логику, физику и этику. В первой части Гассенди дйл обстоятельный анализ проблемы достоверности познания. Он выдвинул ряд положений, направленных против скептицизма, а также против догматизма. В физике, которую он считал самой благородной и обширной частью философии, Гассенди доказывал объективное существование пространства и времени. При этом он ссылался на ряд примеров из физики (сжатие, расширение тел и т. п.).

Пространство и время он признавал не сотворимыми и неуничтожимыми. В то же время он считал бога творцом атомов. Та же непоследовательность, стремление наряду с проповедью материализма сохранить признание бога проявляется в учении Гассенди об отношении знания и веры. Излагая учение о материи, Гассенди повторял основные положения Эпикура и Лукреция (см. Кар Лукреций) вплоть до признания существования особых атомов тепла, холода и др., вызывающих соответствующие чувственные ощущения, а также существования атомов души. Материалистически объясняя явления бытия и сознания чисто механической движущей силой атомов «животной души», Гассенди приписывал человеку наряду с «животной», чувственной, материальной душой и «разумную», нематериальную душу, отдавая этим самым дань религии, идеализму. Но в анализе деятельности «чувственной» и «разумной» души он не мог удовлетворительно показать ни одной из функций разумной души, которая была бы независима от функции чувственной.

В этике Гассенди по примеру передовых мыслителей XVII в. отрицал аскетическую церковную мораль. В согласии с Эпикуром он утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». В общественно-политических взглядах Гассенди отражается политический компромисс буржуазии с абсолютной монархией, на которую буржуазия опиралась в борьбе против феодальной знати. Гассенди был сторонником твёрдой центральной власти. В абсолютном монархе он видел «разумного хозяина государства».

Значение Гассенди в истории науки не исчерпывается популяризацией и развитием атомистического учения о материи, борьбой с пережитками феодальной философии и провозглашением опытного знания источником всякого познания. Ему принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии: о прохождении Меркурия через солнечный диск, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырёх, открытых ранее, и др. В исторических условиях XVII в. Гассенди сыграл несомненно прогрессивную роль как философ и учёный.