Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Гераклит Эфесский
(ок.540—480 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, один из основоположников диалектики. Гераклит учил, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Огонь, по Гераклиту,— это перво вещество и первосила. Благодаря, изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем. Огонь «погасает»— «умирает», превращаясь в воду и землю; этот процесс «умирания» огня Гераклит называет «путём вниз». Но «путь вверх и вниз — один и тот же». Одновременно из воды возникает огненный смерч; всё становится единым; все вещи превращаются в огонь — он «воспламеняется», «рождается»; это — «путь вверх». Подобно тому как золото обмениваете я на товары, а товары на золото, так и мировой огонь обменивается на все вещи и обратно. Огонь, по Гераклиту, — материя, первооснова всех изменений, он связывает всё в мире.
Мир, согласно Гераклиту, находится в вечном процессе возникновения и уничтожения, ибо всё течёт, всё изменяется. «Гераклит,— указывается в одном из древних источников, — устранял из вселенной покой и неподвижность. Ибо это — (свойство) мёртвых. Он приписывал движение всем вещам: вечное вечным и временное тленным». Мир состоит, по Гераклиту, из противоположностей, которые ведут между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга: «Холодное становится тёплым, тёплое — холодным, влажное — сухим, сухое — влажным». Поэтому наличие одной противоположности обусловливает бытие другой: «Болезнь делает приятным здоровье». Гераклит учил о взаимосвязи противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. «Всё совершается через борьбу и по необходимости». Эту закономерность, присущую самой материальной субстанции, он называл логосом.
Диалектика Гераклита была исторически ограничена. Движение Гераклит понимал лишь как круговорот природы. Идея поступательного развития была ему чужда. Гераклит был гилозоистом. В вопросах теории познания он развивал материалистические идеи, считая-, что познание должно раскрывать сущность природы в её беспрерывном развитии. Надо прислушиваться к голосу природы, говорил он, «поступать согласно с ней». Он подчёркивал как роль чувственного познания, так и значение разума. По своим политическим воззрениям Гераклит—выразитель классовых интересов рабовладельцев, противник античной демократии.