Filslov.ru - Философия как предмет науки


Гераклит Эфесский

Гераклит Эфесский (ок.540—480 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, один из основоположников диалектики. Гераклит учил, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Огонь, по Гераклиту,— это перво вещество и первосила. Благодаря, изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем. Огонь «погасает»— «умирает», превращаясь в воду и землю; этот процесс «умирания» огня Гераклит называет «путём вниз». Но «путь вверх и вниз — один и тот же». Одновременно из воды возникает огненный смерч; всё становится единым; все вещи превращаются в огонь — он «воспламеняется», «рождается»; это — «путь вверх». Подобно тому как золото обмениваете я на товары, а товары на золото, так и мировой огонь обменивается на все вещи и обратно. Огонь, по Гераклиту, — материя, первооснова всех изменений, он связывает всё в мире.

Мир, согласно Гераклиту, находится в вечном процессе возникновения и уничтожения, ибо всё течёт, всё изменяется. «Гераклит,— указывается в одном из древних источников, — устранял из вселенной покой и неподвижность. Ибо это — (свойство) мёртвых. Он приписывал движение всем вещам: вечное вечным и временное тленным». Мир состоит, по Гераклиту, из противоположностей, которые ведут между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга: «Холодное становится тёплым, тёплое — холодным, влажное — сухим, сухое — влажным». Поэтому наличие одной противоположности обусловливает бытие другой: «Болезнь делает приятным здоровье». Гераклит учил о взаимосвязи противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. «Всё совершается через борьбу и по необходимости». Эту закономерность, присущую самой материальной субстанции, он называл логосом.

Диалектика Гераклита была исторически ограничена. Движение Гераклит понимал лишь как круговорот природы. Идея поступательного развития была ему чужда. Гераклит был гилозоистом. В вопросах теории познания он развивал материалистические идеи, считая-, что познание должно раскрывать сущность природы в её беспрерывном развитии. Надо прислушиваться к голосу природы, говорил он, «поступать согласно с ней». Он подчёркивал как роль чувственного познания, так и значение разума. По своим политическим воззрениям Гераклит—выразитель классовых интересов рабовладельцев, противник античной демократии.