Filslov.ru - Философия как предмет науки


Декабристы — В развитии общественно-политической мысли и философии в России важное место принадлежит дворянским революционерам — декабристам. Характеризуя этапы революционного освободительного движения в России, В. И. Ленин называет первый этап, или период, дворянским. Он указывает, что «самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен». Движение декабристов в 1825 г. было первый революционным движением против царизма. Для подготовки и руководства революционным переворотом и выработки конституции будущего Русского государства были созданы тайные организации декабристов: «Северное общество» во главе с Н. Муравьёвым и К. Рылеевым, «Южное общество» во главе с П. Пестелем и «Общество соединённых славян», организованное братьями Петром и Александром Борисовыми, соединившееся впоследствии с «Южным обществом».

Однако движение, охватившее передовые слои русского общества, было значительно шире и выходило за рамки тайных организаций. Тайные общества подготовили и организовали в декабре 1825 г. вооружённые восстания против царизма в Петербурге и на юге России (восстание Черниговского полка). Восстания декабристов, не связанные с общим подъёмом народной борьбы против царизма, были подавлены. Наиболее видные организаторы и идеологи движения — П. Пестель, К. Рылеев, С Муравьёв-Апостол, П. Каховский и М. Бестужев-Рюмин — были казнены. Более ста участников движения было приговорено к каторге и ссылке в Сибирь. Движение декабристов, объединившее передовые слои русского общества, выражало назревшие потребности исторического развития России и отражало недовольство широких народных масс, боровшихся против крепостнических порядков.

Декабристы ставили перед собой задачу революционным путём, организацией вооружённого восстания уничтожить в России самодержавие и монархию и установить республику, ликвидировать крепостной строй и установить демократические свободы. Связанное с общим патриотическим подъёмом русского народа, вызванным Отечественной войной 1812 г., движение декабристов имело целью расчистить пути национального развития России. Дворянская ограниченность декабристов выразилась в боязни народной революции и в нерешительности тактики во время восстания, в узости намечаемых преобразований. Ленин писал: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».

Планы будущего устройства Русского государства были даны в «Русской правде», написанной П. Пестелем, но фактически явившейся результатом коллективного творчества декабристов, в проекте конституции, написанном П. Муравьёвым, и в «Правилах Соединённых Славян», В этих документах были сформулированы передовые общественно-политические идеи того времени. На основе критики государственного строя России и критики пороков буржуазной демократии США, Англии и Франции декабристы дали теоретическое обоснование необходимости установления республиканского строя. Требование монархии в конституции Н. Муравьёва было тактическим приёмом для привлечения к движению более широких слоев дворянства. В. И. Ленин отмечал республиканскую традицию, установленную декабристами в передовой русской общественной мысли. Борьба за республиканский строй и ликвидацию крепостнических порядков выражала буржуазный характер движения декабристов. Осуществление даже самых умеренных преобразований, намеченных декабристами, направило бы развитие России по капиталистическому пути.

С планами революционного переустройства русского общества была тесно связана передовая материалистическая философия декабристов. Важнейшую роль в формировании философского мировоззрения декабристов сыграла материалистическая традиция в русской философии, идущая от Й. В. Ломоносова (см.) и А. Н. Радищева (см.). Декабристами были изучены также произведения философов-материалистов Западной Европы. Материалистические философские воззрения декабристов опирались на серьёзные знания естественных наук.

Основными идейными врагами, против которых направляли свою философию декабристы, были господствующая идеология крепостничества, религия, мистицизм и идеалистическая философия. Задачу философии они видели в «изыскании истины», в просвещении разума и очищении его от вредных предрассудков. Философия даёт возможность борцу за свободу выработать необходимые моральные качества — любовь к родине, гуманизм, стремление отдать все силы борьбе за счастье людей. Придавая такое большое значение философии в борьбе против самодержавно-крепостнического строя, декабристы усиленно занимались разработкой основных проблем философии. В тайных организациях были созданы кружки, в которых шли горячие споры по вопросам познания, строения вещества и т. д.

Представителями материалистической философии были такие руководители и идеологи движения, как И. Якушкин, Н. Крюков, П. Пестель, П. Борисов, И- Горбачевский, В. Раевский и др. Основной вопрос философии они решали материалистически, признавая материю первичной, сознание вторичным. Якушкин в своём философском произведении «Что такое жизнь?» писал, что предметы природы существуют объективно, вне нас. Материальный мир существует в пространстве и во времени. «Все образы вещественные заключаются в известном пространстве. Все явления происходят в известном времени», — писал декабрист А. Бестужев.

Опираясь на достижения науки своего времени, они считали, что материя состоит из атомов, или «единиц», находящихся в вечном движении и заполняющих бесконечное, неизмеримое пространство мира. Сцепление, слипание атомов приводит к образованию мировых тел. Декабристы высказывали смелую мысль, что образование миров происходит и в настоящее время. Материальный мир, по мнению декабристов, подчинён в своём развитии объективным, «непреложным» законам. Одним из важнейших объективных законов является закон причинности. Материя в своём развитии порождает живые существа, вершиной развития которых является человек. Человек стоит в одном ряду со всеми живыми существами на земле, но человек коренным образом отличается от всех других животных своей способностью мыслить.

Мысль является особой способностью материального вещества — мозга. Способность мыслить появляется в результате длительного процесса эволюции живой материи. Мышление декабристы не сводила к материи и видели его особые, специфические свойства. Якушкин писал: «Как при высокой степени тепла проявляется свет, точно также при высшем развитии жизни проявляется мышление... Но самые проявления мышления столько же отличны от проявлений жизни, как и проявления света отличны от проявлений тепла». Декабристы признавали познаваемость материального мира человеком. Познание они связывали с деятельностью человека. К познанию ведут два пути — опыт, или чувства, и разум. Чувства под воздействием внешних предметов дают представления, ощущения, которые с помощью нервов передаются в мозг. П. Крюков писал, что под воздействием внешних предметов происходит «сотрясение» нервов, а «всякое сотрясение одной или нескольких нерв приводит в движение мозг». Но чувства не могут дать полного знания.

Только разум раскрывает общность в предметах, связь явлений, законы развития материального мира. Разум способен раскрыть сущность предметов. Истинность знаний проверяется путём согласования новых понятий со старыми и устранением противоречия между ними. Никто из декабристов не понимал значения практики как критерия истины. Декабристы-материалисты первыми в русской философии дали критику идеалистической немецкой философии — И. Канта (см.) и Ф. Шеллинга (см.), подвергли критике эмпиризм Дж. Локка (см.) и дуализм Р. Декарта (см.). Идеализм и схоластику они считали врагами человеческого разума. Внутри тайных организаций они вели борьбу против последователей идеализма среди участников движения. Идеалистами были декабристы Н. Муравьёв, Е. Оболенский, В. Кюхельбекер, Г. Батеньков и др. Борьба декабристов против самодержавно-крепостнического строя неизбежно приводила к борьбе против религии и церкви— ревностной защитницы крепостничества. Религия, говорили они, способствует угнетению и является врагом свободы.

Материалистическая философия и глубокое знание естествознания помогли декабристам придти к атеизму, к полному отрицанию бога. Корни религии декабристы видели в жизни людей, в их стремлении приукрасить невыносимо тяжёлое положение надеждой на лучшую жизнь в загробном мире.
Материалистическая философия декабристов была передовой для своего времени. Но ограниченность всего движения определила и ограниченность философских взглядов декабристов*. Их материализм был метафизическим. Декабристы остались идеалистами в объяснении общественной жизни. Решающее значение в развитии общества они приписывали просвещению. Будучи далеки от народа, они полагали, что изменить общественный строй можно путём военной революции, руководимой Тайным обществом. В этом — причина их поражения.

Революционное движение Декабристов и их материалистическая философия имели большое значение в развитии освободительного движения и философской мысли в России. Декабристы были патриотами своей Родины и горячо любили свой народ, Движение декабристов было разгромлено, но их дело не пропало. «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию» {Ленин, т. 18, о. 14). Развивая материалистическую традицию в русской философии, декабристы оказали большое влияние на формирование второго поколения русских революционеров — революционных демократов. Материалистическая линия в русской философии идёт от декабристов через А. И. Герцена (см.) К В. Г. Белинскому (см.), Н. Г. Чернышевскому (см.) и Н А. Добролюбову (см.).