Filslov.ru - Философия как предмет науки


Бакунин Михаил Александрович (1814 — 1876) — видный представитель анархизма, ярый враг марксизма и научного социализма. В молодости — идеалист, далёкий от политики. Затем во взглядах Бакунина начинается поворот в сторону мелкобуржуазного радикализма. В 1840 г. Бакунин уехал за границу. Анархистские воззрения Бакунина оформились в 60-х годах, в период его второй эмиграции — после бегства из Сибири. Бакунин являлся членом I Интернационала, откуда был исключён в 1872 г. за свою реакционную деятельность: он вёл с анархистских позиций упорную борьбу против марксизма как теории я тактики рабочего движения.

Философские и социологические взгляды Бакунина в этот период представляют собой смесь материализма в понимании природы с идеализмом и метафизикой в понимании общества и служат обоснованием его анархического учения. Как указывали Маркс и Энгельс, анархическая теория Бакунина отличается чрезвычайным эклектизмом. Рисуя будущее общество, Бакунин сочетает идею коллективной собственности как характерную черту коммунистического общества с прудоновской анархической идеей абсолютной свободы индивидуума, которая объявляется им высшей целью всего человеческого развития. Бакунин заимствовал у Сен-Симона (см.) идею отмены права наследования, что должно якобы явиться исходным пунктом социального переворота.

К этой мешанине идей Бакунин прибавил ещё идею политического, экономического и социального уравнения классов. Маркс подверг уничтожающей критике эту буржуазную выдумку, показав, что «уравнение классов» есть не что иное, как мысль о «гармонии между капиталом и трудом». Главное, что берёт Бакунин от Прудона, — это анархическое отрицание государства и политической борьбы. «У Бакунина,— писал Энгельс,— своеобразная теория— смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возникшую в результате общественного развития, а государство».

Бакунин яростно выступал против учения Маркса о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Политической борьбе рабочего класса на установление своей диктатуры как орудия построения коммунистического общества Бакунин противопоставлял «социальную борьбу», «социальную революцию», которая им трактовалась как немедленное «разрушение государства», как стихийный «бунт», осуществляемый деклассированными элементами и крестьянством и сразу же открывающий вход «в аыархистско-коммунистически-атеистический рай», как писал с иронией Маркс.

Россия, считал Бакунин, минует капитализм. Бакунизм явился одним из идейных источников народничества. Маркс и Энгельс подвергли сокрушительной критике теорию Бакунина и его дезорганизаторскую деятельность в европейском рабочем движении, показали мелкобуржуазную сущность бакунизма, враждебную пролетарскому социализму. Уничтожающая критика теории и практики анархизма дана Лениным и Сталиным, в трудах которых анархисты разоблачены как враги марксизма, прикрывающиеся социалистическим флагом.