Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Этика (от греч. — нрав, характер, обычай) — учение о морали, о её происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу, к обществу, к родине, к государству и т. д. Иногда термин «этика» употребляется в том же смысле, что и нравственность, мораль и т. д. (неэтический — безнравственный, аморальный).
В домарксовский период этические учения являлись частью религиозных . или философских учений и представляли собой идеалистические и метафизические попытки выработать вне исторические, вечные правила и нормы поведения, действительные, для всех эпох и народов, для всех классов и общественных групп. Не только идеалисты, но и домарксовские материалисты, будучи идеалистами во взглядах на историю, не в состоянии были создать научную теорию морали. Так, по поводу этики Фейербаха (см.) Ф. Энгельс писал: «Действительный идеализм Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике...». Марксизм, совершивший революционный переворот в философии, впервые создал научную теорию морали, показал, что мораль — одна из форм общественного сознания, вскрыл классовый характер морали в классовом обществе.
История этических учений неразрывно связана с историей общества, с борьбой классов, с переходом от одних общественных формаций к другим. Противоположный характер носят этические взгляды рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, рабочих и капиталистов. В рабовладельческом обществе вопросы этики развивали материалисты Демокрит (см.), Эпикур (см.), Лукреций Кар (см.) и др. в борьбе против идеалистов — Сократа (см.), Платона (см.) и др.
Выступая против религиозной морали, Эпикур отмечал, что человек по природе своей стремится к наслаждению и в этом нет ничего греховного. Вместе с тем Эпикур доказывал, что духовные наслаждения выше чувственных удовольствий. Реакционную, аристократическую теорию морали развивал Платон, связывавший мораль с признанием потусторонних сверхчувственных идей, главным образом с идеей «блага». Платон утверждал, что аристократическая знать от рождения обладает высшей моралью. Большое внимание уделял вопросам этики Аристотель (см.), провозгласивший особое значение гражданской добродетели и утверждавший, что «интеллектуальная» добродетель достигается при помощи обучения, а «волевая» приобретается привычкой. И древние материалисты и древние идеалисты одинаково оправдывали в своих этических учениях рабство, одинаково идеалистически рассматривали мораль как совокупность вечных истин, обязательных для всех условий.
В феодальном обществе особое распространение получили религиозные этические учения ( Фома Аквинский — см. и др.), объявившие высшей целью человеческого существования любовь к богу, абсолютное подчинение церковным властям, достижение блаженства «на том свете» при помощи аскетического отказа от радостей жизни. Этические учения феодальной эпохи оправдывали феодальный порядок, были враждебны трудящимся массам — крестьянам, городской бедноте и т. д., которые устами своих деятелей (Томас Мюнцер и др.) требовали создания счастливой жизни не «на том свете», а на земле.
С возникновением буржуазного общества создаётся ряд прогрессивных, антифеодальных этических учений молодой буржуазии, которая критикует средневековую, аскетическую мораль и пропагандирует мораль «разумного эгоизма» ( Гельвеций—см., Дидро — см. и др.), согласно которой люди должны в своих поступках руководствоваться не требованиями религии, а правильно осознанными личными интересами. Теория «разумного эгоизма» исходила из равенства людей по рождению, критиковала сословные отношения, выдвигала принципы «свободы, равенства и братства», под которыми в конечном счёте скрывались требования установления буржуазно-демократического режима. Немецкий материалист Л. Фейербах выступал с сентиментальными призывами установления «всеобщей любви».
До-марксовские материалисты не знали, что мораль — форма общественного сознания, не вскрывали классовой природы морали, исходили из вечной и неизменной «человеческой природы»; их взгляды не выходили за пределы буржуазного строя. Глубже и правильнее подошли к вопросам морали русские революционные Демократы ( Белинский —см., Герцен — см., Чернышевский — см., Добролюбов—см.), которые понимали, что интересы трудящихся несовместимы с интересами эксплуататорских классов, и с позиций крестьянской революции критиковали мораль помещиков и капиталистов. Русские материалисты XIX в. развивали мораль, утверждавшую служение трудящемуся народу. Однако я они не могли понять исторической роли пролетариата и поэтому не смогли создать подлинно научную этику. Такая этика была создана марксизмом, впервые раскрывшим объективные закономерности, определяющие развитие морали и её роль в борьба классов.
Марксистская этика разоблачила антинаучный характер всевозможных идеалистических теорий морали, которые, как, например, теория «категорического императива» (см.) Канта, игнорируют исторический и классовый характер общественной морали. Марксистская этика научно обосновала содержание коммунистической морали, определила её значение и задачи в борьбе за построение коммунизма. Марксистская этика исходит из необходимости беспощадной борьбы с реакционной буржуазной моралью и её носителями.
Она вела и ведёт борьбу против растленных космополитических и расистских теорий морали Шопенгayэpa (см.), Ницше (см.), а также современных этических теорий идеологов империализма. Марксистская этика разоблачает этические учения современных американо-английских реакционных философов, социологов и моралистов, оправдывающих погоню капиталистов за максимальной прибылью. В США и Англии распространяются этические учения прагматистов ( Дьюи— см., Шиллер и др.), утверждающих, что моральные нормы и ценности создаются произвольно людьми в интересах капиталистического «бизнеса». Сторонники эквистенциализма (см.) (Хайдеггер, Ясперс и др.) провозглашают независимость человеческой воли от окружающей действительности и на втом основании утверждают, что «человеку всё дозволено».
Сторонники неотомистской этики (Гарриштон, Маритен и пр.) провозглашают целью человеческого поведения «подготовку к смерти», «служение богу и церкви». Французский мистик Э. Эжерте объявляет основным этическим принципом «мистическое самоуглубление человека». Все представители современной буржуазной этики открыто борются против научного подхода к морали, объявляют моральные нормы и принципы продуктом произвольного творчества людей или результатом божественной воли. Только марксистско-ленинская этика является подлинной наукой о морали, подтверждённой исторической практикой. Великие принципы коммунистической морали восторжествовали в СССР — стране победившего социализма. (См. Мораль и нравственность .)