Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Дьюи Джон (1859—1952)— реакционный американский философ, социолог и педагог, идеалист; идеолог американского империализма; активный участник клеветнических кампаний против Советского Союза. Свою борьбу против научного, материалистического миропонимания Дьюи прикрывал псевдонаучной фразеологией. Прожжённый демагог, он под фальшивым флагом «демократии» боролся против социализма и революционного движения.
В философии Дьюи начал с гегельянства, но вскоре перешёл на позиции прагматизма, защищаемого и развиваемого им под названием инструментализма. Но какую бы форму ни принимали философские взгляды Дьюи, неизменной оставалась его активная борьба против философского материализма. Начиная с первой философской статьи, написанной им специально против материализма, он непрестанно боролся против передовых научных и революционных идей. Научному, материалистическому миропониманию Дыои противопоставлял идеалистическое отрицание объективной реальности, причинности, закономерности, субъективно-идеалистическую теорию познания, идеалистическую фальсификацию новейших данных естествознания, волюнтаризм в понимании общественных явлений.
Субъективно - идеалистическую философию инструментализма Дьюи использовал для обоснования своих реакционных политических взглядов. Он отрицал классовое строение общества и роль классовой борьбы как движущей силы исторического развития. Классовой борьбе он противопоставлял классовое сотрудничество («кооперацию») эксплуатируемых с эксплуататорами, т. е. подчинение трудящихся капиталистам. Дыои выступал против революционного преобразования общества, считая, что общество можно «преобразовать» путём специально организованного школьного воспитания. Его педагогическая система, заменяющая изучение школьниками основ науки «воспитанием» в них качеств предприимчивых бизнесменов и авантюристов, была глубоко реакционной. В своих социально-политических произведениях Дыои всячески стремился замаскировать лживость буржуазной демократии.
Против революционного понятия свободы как освобождения трудящихся от гнёта и эксплуатации он выдвигал фиктивное буржуазно-индивидуалистическое понятие «свободы личности», т. е. свободы эксплуатации; против марксистского понимания социального равенства — лицемерное понятие «равных возможностей развития», якобы обеспечиваемых буржуазной демократией. Его апология «американизма» как «регулируемой свободы», восхваление культа силы, успеха и т. п. непосредственно обслуживает интересы буржуазной диктатуры в США и агрессивные притязания американских монополий.