Filslov.ru - Философия как предмет науки


Энциклопедисты— идейные предшественники французской буржуазной революции конца XVIII в., объединившиеся вокруг издания «Энциклопедии» (1751—1780). Наряду с философами, учёными и публицистами в «Энциклопедии» принимали участие виднейшие французские инженеры, моряки, специалисты военного дела, врачи. Во главе «Энциклопедии» стоял материалист Дидро (см.).

Ближайшим помощником Дидро был Даламбер (см.). В числе сотрудников «Энциклопедии» были Вольтер (см.), Гельвеций (см.), Гольбах (см.), Кондильяк (см.), Руссо (см.), выдающиеся естествоиспытатели Бюффон, Леруа, Ломоносов ученый энциклопедист и др. Энциклопедисты были людьми различных политических взглядов; наряду со сторонниками «просвещённого абсолютизма» были республиканцы и сторонники буржуазной демократии, но все они отрицательно относились к феодальному строю и выступали против сословных привилегий, в защиту прав «третьего сословия» с буржуазией во главе.

Философские воззрения энциклопедистов также не были одинаковы. Одни из них, например Вольтер и Руссо, стояли на позиции деизма (см.), т. е. признавали бога первопричиной, но отрицали его влияние на природу; другие, как, например, Дидро, Гельвеций и Гольбах, были материалистами и воинствующими атеистами. Энциклопедистов связывала ненависть к схоластике (см.), к господству католической церкви над умами людей. Среди энциклопедистов наиболее радикально настроены были материалисты, которые вели решительную борьбу против крепостничества. Благодаря их участию в «Энциклопедии» это издание превратилось в боевое оружие против феодальных устоев.

Историческое значение «Энциклопедии» охарактеризовал Энгельс. «Французские материалисты, — писал он, — не ограничивали своей критики только областью религии: они критиковали каждую научную традицию, каждое политическое учреждение своего времени. Чтобы доказать всеобщую применимость своей теории, они избрали кратчайший путь: они смело применили ее ко всем объектам знания в том гигантском труде, от которого они получили свое имя, в «Энциклопедии». Таким-то образом, в той или иной форме,— как открытый материализм или как деизм,— материализм стал мировоззрением всей образованной молодежи во Франции».

Вместе с тем никто из энциклопедистов не мог выйти за пределы буржуазной идеологии. Их «царство разума» было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии. Как враги феодализма и католической церкви энциклопедисты подвергались преследованиям. Многие из них были приговорены к тюремному заключению, а их произведения сожжены. Враждебно относятся к идеям французских энциклопедистов современные реакционные философы Франции, Англии, США и других капиталистических стран, выступающие под знаком воинствующего мракобесия. Так, по утверждению католического профессора Маритена, во второй мировой войне «бог наказал Францию за грехи энциклопедистов». Коммунистическая партия Франции в борьбе с реакцией высоко оценивает исторически-прогрессивную роль энциклопедистов