Filslov.ru - Философия как предмет науки


Эпоха реставрации —О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье — буржуазные историки периода реставрации королевской власти во Франции после низвержения Наполеона. Заслуга Тьерри, Гизо и Минье заключалась в том, что они поднялись выше французских материалистов XVIII в. в понимании закономерностей исторического развития. В своих исследованиях французские историки эпохи реставрации рассматривают историю феодализма и историю образования буржуазного общества как историю борьбы третьего сословия (большинства наций) против дворянства и духовенства (её меньшинства).

Не удовлетворяясь теорией французских материалистов, согласно которой общественная жизнь определяется политическими учреждениями, Гизо, Минье, Тьерри делают попытку доказать, что политические учреждения обусловливаются гражданским бытом общества, что имущественные отношения являются причиной классовой борьбы. В своей работе «Десять лет исторических работ» Тьерри рассматривает религиозную борьбу между пресвитерианцами и католиками как борьбу политических партий за имущественные интересы различных классов. Определяющим в этой борьбе, согласно Тьерри, были «положительные интересы» классов. В «Опытах по истории Франции» Гизо, исследуя эпоху после падения Римской империи, заявляет, что основой истории являются поземельные отношения. Точно так же и Минье, анализируя в своём труде «История французской революции» причины революции 1789 г., приходит к выводу, что они коренятся в различных материальных интересах общественных классов.

Сводя общественную жизнь к имущественным отношениям, французские историки не имели представления о производительных силах и производственных отношениях как основе имущественных правовых отношений. В вопросе о происхождении классов они выдвигали идеалистическую теорию завоевания. Завоевание они считали решающей силой общественного развития, не понимая, что происхождение и существование классов связано лишь с определённым способом производства. Так, Тьерри считал, что феодальные классы возникли в результате завоевания туземного, галло-римского населения германцами; из завоевателей образовалась феодальная аристократия, из побеждённых — третье сословие.

Борьбу буржуазии с феодальной аристократией Тьерри поэтому рассматривает как борьбу коренного туземного населения против потомков завоевателей. Минье, не понимая причин возникновения, развития и гибели той или иной формы имущественных отношений, а отсюда и самих классов, объясняет имущественные отношения завоеваниями, а последние — стремлением к господству, присущим, по его мнению, человеческой природе. В конечном счёте историки эпохи Реставрации оставались на идеалистических позициях. В книге «История цивилизации в Европе» Гизо заявлял, что в конечном итоге поведение людей определяется «чистой идеей». «Каковы бы ни были внешние события, — пишет Гизо, — мир создаётся преимущественно самим человеком; от его чувств, идей, нравственных и умственных наклонностей зависит устройство и движение мира; от его внутреннего состояния зависит и состояние общества».

Будучи идеологами либеральной буржуазии, историки эпохи Реставрации понимали закономерность борьбы буржуазии против феодализма, признавали право третьего сословия на уничтожение господства феодальной аристократии. Но они отрицали противоречия внутри третьего сословия, причисляя к нему весь народ в целом, кроме духовенства и дворянства. Признавая классовую борьбу прогрессивной в прошлом, они отрицали её необходимость при господстве буржуазии, называли борьбу классов «безумием», проповедовали идею классового мира, вечность капитализма и классового деления, сознательно затушёвывая классовые противоречия.

В письме к Энгельсу от 27 июля 1854 г. Марке пишет: «Меня очень заинтересовала книга Тьерри «История происхождения и успехов третьего сословия», 1853. Удивительно, как этот господин, отец «классовой борьбы» во французской историографии, негодует в предисловии на «новых», которые теперь также видят антагонизм между буржуазией и пролетариатом и находят следы этой противоположности уже в истории третьего сословия до 1789 года., Он изо всех сил старается доказать, что третье сословие включает в себя все сословия, кроме дворянства и духовенства, и что буржуазия играет роль представительницы всех этих остальных элементов». После революции 1830 г. историки эпохи Реставрации стали ярыми апологетами буржуазных порядков. В революции 1848 г. Гизо был душителем рабочего класса.