Filslov.ru - Философия как предмет науки


Платон (427—347 до н. э.) — древнегреческий философ-идеалист, злейший враг материализма, науки, противник афинской демократии, отстаивавший в своих политических и философских взглядах интересы реакционной афинской аристократии. Говоря и двух линиях, двух партиях в философии, Ленин противопоставляет материалистическую линию Демокрита идеалистической линии Платона.

Философия Платона — «объективный» идеализм, основанный на противопоставлении посюстороннему изменчивому миру природных вещей потустороннего неизменного, вечного и неподвижного «истинного бытия», мира духовных сущностей — идей. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей— вторичным и производным. Гещи для Платона — лишь тени мира идей. Это значит, что предметы природы, например дерево, лошадь, вода и т. д., являются порождениями потусторонней идеи дерева, идеи «лошадности» и т. п. теории познания Платон выступал против сенсуализма античных мыслителей и утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира.

Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Методом, возбуждающим в душе воспоминания об идеях, Платон считал диалектику, которую понимал как искусство сопоставления и анализирования понятий в ходе беседы. I! философии Платона намечается подход к идеалистической диалектике понятий. Материалистической концепции о бесконечной, закономерно развивающейся вселенной Платон противопоставил религиозное учение о создании мира божественным творцом, детерминизму противопоставил теологию. Ленин дал резкую критику «натурфилософии» Платона, охарактеризовав её как «архивздорную мистику идей».

В области социально-политических вопросов Платон выдвинул теорию, целью которой было обосновать вечное господство аристократии. В своём учении об «идеальном государстве» он доказывал, что общественный строй должен базироваться на существовании трёх сословий: философов-правителей, стражей и земледельцев с ремесленниками. Первое, высшее, сословие управляет государством, второе охраняет государственный порядок, третье занято производительным трудом. Это разделение труда, которое должно было закрепить навеки эксплуатацию рабов, Платон считал «естественным» и неизменным. Он не допускал никакого участия народных масс, «демоса», в управлении государством.

Демократию он считал низшей формой государственного устройства. Идеальным устройством является, по его мнению, аристократическая республика. Характеризуя социальные взгляды Платона, Маркс писал: «Поскольку в республике Платона разделение труда является основным принципом строения государства, она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя». Учение Платона, нашедшего своё продолжение в неоплатонизме (см.) и христианстве (см.), стало источником многих реакционных, антинаучных, мистических концепций. На платоновское учение в настоящее время опираются идеологи империализма в борьбе против науки и революционного движения масс.