Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Людвиг Фейербах — произведение Ф. Энгельса, вышедшее в 1888 г. В сжатой и популярной форме Энгельс показывает возникновение и развитие марксистской философии, отношение её к предшествовавшей философии и даёт глубокое изложение основных положений диалектического и исторического материализма. В этой книге Энгельс критикует философию Гегеля (см.) и Фейербаха (см.), показывает принципиальное отличив диалектического материализма от метафизического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля. В I главе дана характеристика философии Гегеля, вскрыто основное противоречие между его диалектическим методом и идеалистической системой.
Во II главе Энгельс даёт формулировку основного вопроса философии — об отношении мышления к бытию, вопроса, расколовшего философов на два больших лагеря: идеалистов и материалистов. Энгельс раскрывает сущность и второй стороны основного вопроса философии: может ли человеческий ум познать окружающий нас мир? Большинство философов на этот вопрос отвечает положительно. Но есть философы, которые считают мир непознаваемым. Это агностики, к числу которых принадлежат Юм (см.) и Кант (см.). Энгельс показал тесную связь человеческого мышления и познания с практикой. Практика являемся доказательством того, что мы можем познать окружающий нас мир. Критикуя агностицизм Канта, Энгельс указывает, что все философские измышления о непознаваемости мира разбиваются самой практикой, опытом, промышленностью: и процессе познания и практической деятельности людей кантовская неуловимая «вещь в себе» становится «вещью для нас» (см. «Вещь в себе» и «вещь для нас» ).
Энгельс подробно останавливается на характеристике Фейербаха, сыгравшего большую роль в развитии материализма и критике идеализма, особенно идеализма Гегеля. Показывая заслуги Фейербаха как материалиста, Энгельс в то же время (II и III главы) раскрывает ограниченность метафизического, созерцательного материализма Фейербаха и его идеализм в понимании общества. До Маркса все материалисты, включая Фейербаха, не смогли распространить материализм на явления общественной жизни. Им был чужд «правильный взгляд на великую историческую связь», пишет Энгельс, и история для них, «в лучшем случае, являлась не более, как готовым к услугам философа сборником примеров и иллюстраций». В отношениях между людьми Фейербах видел одну лишь сторону — моральную. Он утверждал, что периоды истории человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии.
В IV главе своей работы Энгельс сформулировал и разъяснил основные положения диалектического и исторического материализма. Книга Энгельса является необходимым источником при изучении диалектического и исторического материализма.