Filslov.ru - Философия как предмет науки


Народничество — мелкобуржуазная, идеалистическая идеология, враждебная марксизму, возникшая в России в 60 — 70-х годах XIX в. В. И. Ленин определял сущность народничества как «представительство интересов производителей с точки зрения мелкого производителя, мелкого буржуа». Источник народнической идеологии — в условиях материальной жизни общества, в преобладании класса мелких производителей в пореформенной капиталистической России.

Необходимо различать ранних и поздних, т. е. либеральных, народников. Ранние народники жили и действовали в 60-х. и 70-х годах XIX в., когда расслоение крестьянства ещё не достигло сравнительно больших размеров. Народники в основном являлись крестьянскими революционерами, резко отрицательно относились к либералам, ходили в «народ» (отсюда название «народники») с целью поднять его на борьбу против царского правительства. Указывая на положительные стороны ранних народников, Ленин отмечал их крупные теоретические и политические ошибки.

В «Кратком курсе истории ВКП(б)» указывается на следующие основные ошибочные взгляды народников: «Во-первых, народники утверждали, что капитализм в России представляет «случайное» явление, что он не будет развиваться в России, следовательно, не будет расти и развиваться и пролетариат.

Во-вторых, народники не считали рабочий класс передовым классом в революции. Они мечтали о достижении социализма без пролетариата. Главной революционной силой народники считали крестьянство, руководимое интеллигенцией, и крестьянскую общину, которую они рассматривали, как зародыш и основу социализма, В-третьих, у народников был ошибочный и вредный взгляд на весь ход истории человечества. Они не знали и не понимали законов экономического и политического развития общества. Они были в этом отношении совершенно отсталыми людьми. По их мнению, историю делают не классы и не борьба классов, а лишь отдельные выдающиеся личности — «герои», за которыми слепо идут масса, «толпа», народ, классы».

Практика хождения в «парод» опровергла народнические представления о «коммунистических инстинктах» общинных крестьян. Крестьяне не пошли за народниками. В лагере народников возникли разногласия по вопросам тактики борьбы с царским правительством, которые особенно ярко проявились на съезде «Земли и воли», состоявшемся в конце июня 1879 г. в Воронеже. Несколько месяцев спустя после ятого съезда «Земля и воля» разделилась на две партии — «Народную волю» и «Чёрный передел». Во главе организации «Чёрный передел» стояли Плеханов, Аксельрод, Дейч. Сторонники «Народной воли» защищали и применяли тактику индивидуального террора, оказавшую вредное влияние на рабочее и крестьянское движение. Идеологию либерального народничества в 80-х и 80-х годах выражали Даниель-сон, Воронцов, Кривеико, Южа~ ков, Михайловский (см.) и др. Народники в 80-х и 60-х годах стали выразителями интересов кулачества.

Система народнических взглядов в корне враждебна марксизму. В философии народники были идеалистами, сочетая эклектически обрывки самых пёстрых идеалистических систем— позитивизма (см.), анархизма (см.), неокантианства (см.) и т. п. Они были сторонниками так называемого субъективного метода в социологии (см.), игнорировали условия материальной жизни общества, отрицали объективные законы общественного развития, противопоставляли «критически мыслящую личность» народу, изображали народные массы как «инертную» силу в истории, не способную на самостоятельное творчество, и т. д.

Они не понимали исторической роли пролетариата, видели в нём «историческое несчастье», между тем как именно пролетариат является тем единственным классом, который может уничтожить капитализм и создать социалистическое общество. Крестьянская община, которую народники идеализировали как «зародыш социализма», была на самом дело удобной формой для прикрытия кулацкого засилья и средством в руках царизма для сбора налогов с крестьян по принципу круговой поруки.

Разоблачая народнический лжесоциализм, В. И. Ленин показал, что критика народниками русского капитализма являлась иллюзорной и реакционной, так как народники сами стояли па позициях капитализма, только менее развитого, опутанного со всех сторон пережитками крепостничества. Народнические теория и практика были сильнейшим препятствием для развития и распространения подлинного научного социализма, для роста рабочего движения. Борьба против народничества составляла жизненную неотложную задачу русских марксистов, Поэтому марксизм в России не мог развиваться, не ведя решительной борьбы с народничеством и не добившись его полного идейного разгрома.

Первый удар по идеологии народничества нанёс Плеханов. В. И. Ленин окончательно идейно интеллигенции широко открыты двери высших учебных заведений. Страны народной демократии, руководствуясь ленинско-сталин-ским учением, широко используя опыт СССР, решили национальный вопрос на демократической основе и укрепляют дружбу между народами.

Страны народной демократии проводят миролюбивую внешнюю политику, активно борются под руководством СССР за мир, против поджигателей войны. Усилия международной реакции направлены в настоящее время прежде всего на то, чтобы оторвать страны народной демократии от Советского Союза. К чему приводит этот отрыв, видно на примере Югославии, где клика Тито осуществила контрреволюционный переворот и установила фашистскую диктатуру, отдав народ целиком под ярмо американо-английского империализма. Вот почему буржуазный национализм является в настоящее время главнейшей опасностью для дела социалистического строительства в странах народной демократии. Трудящиеся стран народной демократии, тесно сплотившись вокруг коммунистических и рабочих партий, непрерывно укрепляя и развивая дружбу с СССР, успешно строят и построят социализм вопреки всем проискам империализма.

Исторический опыт стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Китая, Кореи, Вьетнама показал жизненность народной демократии как новой формы народной власти. Страны народной демократии являются новыми «Ударными бригадами» международного освободительного движения. Их успехи укрепляют общий фронт демократии и социализма.