Filslov.ru - Философия как предмет науки


Социология— наука об обществе. Попытки теоретически обосновать социологию как науку об обществе были до Маркса. В частности к числу таких попыток относятся теории буржуазных учёных XIX в. Огюста Конто, (см.) и Герберта Спенсера (см.). Самое слово «социология» впервые употреблено Контом. Социология делится Контом на социальную статику, изучающую общественный организм в состоянии покоя, и социальную динамику, изучающую его в состоянии движения. Весь общественный механизм покоится, согласно Конту, на идеях; направление общественному развитию даёт человеческий дух. К Конту примыкает Спенсер — представитель так называемой органической теории общества (см.).

Это направление стремится истолковать жизиь общества и его строение по аналогии с организмом, уподобляет функции общества функциям животного организма; так, земледелие и промышленность (сюда относятся по этой теории рабочие) исполняют функции питания, торговля соответствует распределительной системе органов (кровообращение), капиталисты в промышленности — это регулятивная система. Всё эти несуразные сравнения делаются для того, чтобы доказать, что рабочие по своей природе обречены на вечный физический труд, а капиталисты призваны руководить обществом и т. п. Буржуазные учёные создали множество и других социологических теорий, но все они идеалистические и не имеют ничего общего с наукой. Связанные по рукам и ногам путами буржуазной идеологии, буржуазные социологи приспосабливали свои теории к интересам увековечения капиталистического строя;

Только идеологи пролетариата Маркс и Энгельс совершили величайший переворот в развитии человеческой мысли и создали впервые подлинную науку об обществе и его закономерностях. Исследовав капиталистическую общественно-экономическую формацию, Маркс показал, что развитие общества обусловливается не идеями, а способом производства материальных благ (см.), необходимых для существования людей. Производственные, экономические отношения составляют основу всей политической и духовной жизни общества. Марксизм свёл действия индивидуумов к действиям общественных классов, показав, что классовая структура общества, определяется характером господствующего в данное время способа производства. Марксизм объяснил развитие общества, материалистически и тем самым впервые возвёл социологию на ступень науки.

В противоположность буржуазной социологии, стирающей характерные черты различных периодов истории, марксизм доказал, что каждый исторический период имеет свои собственные законы. Задача научного исследования общества, следовательно, состоит «в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим организмом»). Вместе с тем марксизм учит, что существуют общие экономические законы, действующие во всех формациях. Это — социологические законы. Они имеют отношение ко всем фазам общественного развития. Значение их состоит в том, что они связывают все формации в единый закономерный процесс развития общества от низшего к высшему, от простого к сложному.

Марксистская наука об обществе вооружила пролетариат и его партию подлинно научным знанием законов развития общества, движения его вперёд, к социализму и коммунизму, и является несокрушимым теоретическим фундаментом политики Коммунистической партии. Каждый новый шаг в развитии общества под-тверждает истинность этой науки. Поступательный ход истории опрокинул и опрокидывает всевозможные социологические школы и школки буржуазии, для которых характерна лишь защита строя капиталистического рабства, Современная буржуазная социология открыто проповедует империалистические теории расизма, расового неравенства, космополитические теории уничтожения национального суверенитета народов и подчинения их американо-английскому капиталу, реакционную мальтузианскую философию народонаселения, согласно которой всё зло происходит не от буржуазного строя эксплуатации, а от «излишка» населения, разбойничью теорию геополитики (см.) и т. п.

Но развитие общества разбивает все эти «теории». Не буржуазные человеконенавистнические взгляды на общество, а единственно научное мировоззрение— марксизм-ленинизм — получает в наше время широчайшее распространение во всём мире. Победа социализма в СССР, строительство социализма в странах народной демократии, победа китайского народа, прогрессирующий рост сил всего мирового лагеря демократии и социализма — всё это означает подлинный триумф марксистско-ленинской науки об обществе. (См. также Исторический материализм.)