Filslov.ru - Философия как предмет науки


Ламарк Жан Батист (1744— 1829) — выдающийся французский натуралист и биолог, обосновавший учение о развитии живой природы в биологии до Дарвина (см.). Жизнь и деятельность Ламарка протекала в период подготовки и развёртывания французской революции 1789 г., которую Ламарк встретил с энтузиазмом. На формирование мировоззрения Ламарка как учёного оказали влияние Жан Жак Руссо (см.) и французские материалисты, а также крупные естествоиспытатели того времени (Бюффон, Жюсьё и др.). По своим философским взглядам Ламарк был в основном материалистом, но его материализм был непоследователен и ограничен. Ламарк считал, что основу мира, всех тел и вещей природы образует материя, но она сама по себе инертна и нуждается в первом толчке, который сообщит ей движение. Он утверждал, что имеется определённый установленный порядок естественных законов и причин, по которым природа существует и развивается.

Однако, чтобы не навлечь на себя преследований церкви, он заявлял, что этот строгий порядок законов природы был установлен творцом. В этом выражался его деизм. Ламарк сыграл прогрессивную роль в истории биологии как науки об общих законах развития жизни на земле. Самый термин «биология» был введён в науку Ламарком. Ламарк выступил новатором в создании метода изучения природы. Эволюционный метод Ламарка и особенно Дарвина подвёл научную основу иод биологию. Сущность метода Ламарка характеризуют идея единства и непрерывности развития природы и идея изменяемости видов под воздействием условий их жизни, внешней среды. Правда, ещё задолго до Ламарка учение о развитии и изменяемости видов в систематической форме изложил русский учёный Афанасий Каверзнев. Однако книга Каверзнева «Философическое рассуждение о перерождении животных» была издана во время его пребывания в Лейпциге в 1775 г. на немецком языке небольшим тиражом, и автор счёл нужным умолчать о ней, зная, что её содержание не встретит в России сочувствия в реакционных кругах. Книга и её автор были забыты и оставались неизвестными до наших дней.

Выпуская свой основной труд «Философия зоологии» (1809), Ламарк совершил своего рода подвиг, так как ему пришлось выступить против безраздельно господствовавших метафизических представлений о живой природе. На основе ряда фактов, добытых в области классификации и систематики растений и животных, изучения ископаемых видов, наблюдения над изменчивостью домашних животных, сельскохозяйственных растений и т. д., Ламарк решительно отвергал метафизическое учение о постоянстве видов. Он также критиковал реакционную, идеалистическую теорию катастроф Кювье. Никаких катастроф в природе не было, заявлял Ламарк, а во всём и всюду природа развивалась медленно и постепенно, без скачков.

Ламарк делал попытки ответить и на вопрос о причинах изменений живых организмов; он выдвигал положение о том, что непосредственной причиной изменений организмов является воздействие внешней среды. Если на растения влияние внешних факторов сказывается непосредственно и вызывает соответственные изменения, то у животных, считал Ламарк, обладающих нервной системой и более сложной организацией, влияние внешних факторов происходит опосредованно, через изменение навыков и привычек животных и возникновение новых потребностей. В силу новых потребностей животные начинают больше пользоваться одними органами и, наоборот, перестают пользоваться другими. В результате упражнения одних и не упражнения других органов и происходят изменения всего организма и его функций.

Учение Ламарка вызвало озлобленную критику реакционеров. Третирование его как якобы беспочвенного фантазёра продолжалось и позднее. Вейсманисты-морганисты с яростью обрушились на материалистические положения Ламарка о роли внешней среды в изменчивости организмов и о наследовании приобретённых признаков. В защиту Ламарка выступали все прогрессивные учёные: Дарвин, Тимирязев(см.), Мечников (см.) и др.

Реакционные буржуазные биологи занимались фальсификацией материалистических основ учения Ламарка. К таковым, например, относилась группа психоламаркистов (Коп, Паули, Франсе и др.), развивавших идеалистические взгляды о ведущей роли психики в эволюции, о «стремлении» организмов к «совершенству» и пр. В защиту прогрессивных материалистических положений Ламарка, высказанных им в форме гениальных догадок и предположений, выступила мичуринская биология (см.). Мичуринская биология глубоко разработала теорию о значении условий жизни в изменении природы организмов и открыла важнейший закон биологии о возможности и необходимости наследования приобретённых признаков, о котором Ламарк высказывался лишь в самой общей форме.

Что касается самой теории развития Ламарка, то она — чисто эволюционистская: Ламарк рассматривал развитие лишь как постепенный и непрерывный процесс, без скачков и революций. Теории развития Ламарка свойственны также черты механицизма. До диалектического понимания развития Ламарк не поднялся. Только мичуринская биология впервые вполне сознательно и последовательно применила диалектический материализм к изучению объективных законов развития живой природы.