Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Любомудры.— В 1823 г. в Москве среди дворянской молодёжи образовалось литературно-философское общество, получившее название общества «любомудров». В состав общества входили: В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. КошелеВ, братья Киреевские, С. П. Шевырёв, М. П. Погодин, декабрист В. К. Кюхельбекер и др. В 1824— 1825 гг. общество издавало философско-литературный альманах «Мнемозина». «Любомудры» ставили своей задачей вести борь-I бу против материалистической философии в России и распространять идеалистическую философию Шеллинга (см.).
В идейном отношении общество «любомудров» в целом противостояло декабристам (см.). Оно препятствовало развитию в России антикрепостнической идеологии и материалистической философии; поэтому революционно настроенная молодёжь шла не за «любомудрами», а за декабристами. Не имея успеха, общество «любомудров» в 1825 г. закрылось. Прекратилось и издание альманаха «Мнемозина». После поражения восстания декабристов и подавления польского восстания 1830 г. в России усилилась реакция.
В среде интеллигенции получает большое распространение идеалистическая философия Шеллинга. В эти годы В. Одоевский становится крайним мистиком, Погодин и Шевырёв — ярыми реакционерами, проводниками «теории официальной народности», И. Киреевский и др.— пропагандистами шеллингианской философии «откровения». Общество «любомудров» сыграло отрицательную, хотя и не особенно заметную, роль в русской общественно-политической и философской мысли; из его среды вышли люди, которые в 30—40-х годах, в годы николаевской реакции, возглавили идеалистические течения и выступили против прогрессивных и революционных мыслителей.