Filslov.ru - Философия как предмет науки


Любомудры.— В 1823 г. в Москве среди дворянской молодёжи образовалось литературно-философское общество, получившее название общества «любомудров». В состав общества входили: В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. КошелеВ, братья Киреевские, С. П. Шевырёв, М. П. Погодин, декабрист В. К. Кюхельбекер и др. В 1824— 1825 гг. общество издавало философско-литературный альманах «Мнемозина». «Любомудры» ставили своей задачей вести борь-I бу против материалистической философии в России и распространять идеалистическую философию Шеллинга (см.).

В идейном отношении общество «любомудров» в целом противостояло декабристам (см.). Оно препятствовало развитию в России антикрепостнической идеологии и материалистической философии; поэтому революционно настроенная молодёжь шла не за «любомудрами», а за декабристами. Не имея успеха, общество «любомудров» в 1825 г. закрылось. Прекратилось и издание альманаха «Мнемозина». После поражения восстания декабристов и подавления польского восстания 1830 г. в России усилилась реакция.

В среде интеллигенции получает большое распространение идеалистическая философия Шеллинга. В эти годы В. Одоевский становится крайним мистиком, Погодин и Шевырёв — ярыми реакционерами, проводниками «теории официальной народности», И. Киреевский и др.— пропагандистами шеллингианской философии «откровения». Общество «любомудров» сыграло отрицательную, хотя и не особенно заметную, роль в русской общественно-политической и философской мысли; из его среды вышли люди, которые в 30—40-х годах, в годы николаевской реакции, возглавили идеалистические течения и выступили против прогрессивных и революционных мыслителей.