Filslov.ru - Философия как предмет науки


Категории (греч. — указание, свидетельство) в философии — основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности. Категории (например, причинность, необходимость, содержание, форма и др.) образовались в процессе исторического развития познания на основе материально-производственной, общественной практики людей. Категории позволяют человеку глубже познавать окружающую его действительность.

Процесс познания природы и истории не есть простой механический акт отражения действительности в мозгу человека. Познание — это сложный процесс образования категорий, понятий, законов. «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею».

Марксистское учение о категориях коренным образом отличается от идеалистических теорий о категориях. У Канта (см.), например, категории являются априорными, т. е. извечными, данными до всякого опыта и независимо от него формами мышления. Гегель (см.) рассматривает категории в диалектическом развитии, но у него категории—ступеньки развития абсолютной мистически-религиозной идеи, которая творит, создаёт действительный мир.

В диалектическом материализме категории есть отражение в сознании наиболее общих и существенных сторон природы и общества. Основные категории диалектического материализма: материя (см.), движение (см.), время, пространство (см. Время и пространство), качество, количество (см. Качество и количество), взаимосвязь, противоречие, причинность (см.), необходимость (см. Необходимость и случайность), форма и содержание (см.), сущность и явление (см.), возможность и действительность (см.) и т. д. Основные категории исторического материализма: способ производства (см. Способ производства материальных благ), общественно-экономическая формация (см.), производительные силы (см.) и производственные отношения (см.), базис и надстройка (см.), класс (см. Классы), революция (см. Революция социальная) и т. д.

Категории диалектического и исторического материализма, как и любой другой науки, не представляют собой замкнутой, неизменной системы основных понятий. В связи с развитием объективной действительности и прогрессом научного знания обогащаются число и содержание научных категорий, они всё более приближаются к полному и всестороннему отражению объективного мира. Выражая существенные связи действительности, категории необходимо должны быть так же подвижны, гибки, взаимосвязаны, как и предметы и процессы самого материального мира. Нельзя рассматривать категории науки как неподвижные, раз навсегда данные.

Например, было бы ошибочным брать такую экономическую категорию, как товарное производство, вне связи с историческими условиями, п которых оно существует. Одно дело —товарное производство при капитализме, и другое дело — товарное производство при социализме. Товарное производство приводит к капитализму, если существует частная собственность на средства производства, если рабочая сила является товаром, если существует эксплуатация. Товарное производство, существующее в СССР,—это товарное производство особого рода. Оно существует в условиях общественной собственности на средства производства, при отсутствии эксплуатации человека человеком. Оно содействует укреплению социализма, а не капитализма. Этот пример показывает, что развитие объективной действительности может и должно найти своё отражение не в метафизических, т. е. неподвижных, а в диалектически развивающихся категориях.

Каждая из категорий отражает отдельную сторону объективного мира. Поэтому не отдельные категории, отражающие лишь отдельные стороны этого мира, по связь категорий, «бесконечная сумма общих понятий, законов etc. дает конкретное в его полноте». (См. также Понятие.)