Filslov.ru - Философия как предмет науки


Ян Амос Коменский (1592— 1670) — великий чешский педагог-гуманист и философ, борец против схоластической системы обучения. Коменский — один из руководителей «Богемских братьев», организации, стоявшей во главе антифеодального движения и национальной борьбы против немецких феодалов и католической церкви. Мировоззрение Коменского противоречиво. В религии он — протестант, приближавшийся к пантеизму, В его теории познания и в дидактике имеются значительные материалистические тенденции. Коменский — сенсуалист; мир он считал познаваемым. «Начало познания, — пишет Коменский,— безусловно всегда исходит из чувства (ибо ничего не существуеч в познании, чего раньше не было бы в ощущении)...» Следует познавать и исследовать самые вещи, а не чужие' только наблюдения и свидетельства о вещах.

Его принцип «пансофии» означал требование всесторонности и систематичности образования и познания. Все люди, рассуждает он, способны к познанию и образованию; простой народ должен получить доступ к знаниям («всех учить всему»). Коменский считал познание активным процессом, тесно связанным с разумным обучением. Коменский подчёркивал практические цели образования: «Знать, говорить и действовать — вот в чём соль мудрости». «Принцип природо сообразности» Коменского означал обучение соответственно внешнему миру и природе ребёнка; педагог должен исходить из единства мира (человек — часть природы, микрокосм в макрокосме), учитывать возрастные особенности обучающихся. Необходима установка не на пассивное зазубривание, а на целенаправленное развитие задатков детей. Последнему Коменский иногда придавал идеалистический, теологический смысл: богом «семена всех наук посеяны в нас». Коменский не смог преодолеть противоречия между познанием «из природы» и познанием «из развития души». Впервые в истории педагогики Коменский построил систему дидактики как особую науку.

Его «четыре принципа» дидактики (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания причинных связей природы и рационально построенного закрепления знаний. Учитель, по Коменскому «слуга природы» и должен «подражать»; урок — основная форма занятий. Коменский боролся против папства и католицизма, клеймил алчность и моральное разложение католических священников. Передовые взгляды Коменского оказали большое влияние на последующей развитие педагогики в Чехии и других странах. Главные произведения Коменского, обеспечившие ему мировую известность: «Великая дидактика» (1632), «Открытая дверь к языкам» (1631), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).