Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Ян Амос Коменский (1592— 1670) — великий чешский педагог-гуманист и философ, борец против схоластической системы обучения. Коменский — один из руководителей «Богемских братьев», организации, стоявшей во главе антифеодального движения и национальной борьбы против немецких феодалов и католической церкви. Мировоззрение Коменского противоречиво. В религии он — протестант, приближавшийся к пантеизму, В его теории познания и в дидактике имеются значительные материалистические тенденции. Коменский — сенсуалист; мир он считал познаваемым. «Начало познания, — пишет Коменский,— безусловно всегда исходит из чувства (ибо ничего не существуеч в познании, чего раньше не было бы в ощущении)...» Следует познавать и исследовать самые вещи, а не чужие' только наблюдения и свидетельства о вещах.
Его принцип «пансофии» означал требование всесторонности и систематичности образования и познания. Все люди, рассуждает он, способны к познанию и образованию; простой народ должен получить доступ к знаниям («всех учить всему»). Коменский считал познание активным процессом, тесно связанным с разумным обучением. Коменский подчёркивал практические цели образования: «Знать, говорить и действовать — вот в чём соль мудрости». «Принцип природо сообразности» Коменского означал обучение соответственно внешнему миру и природе ребёнка; педагог должен исходить из единства мира (человек — часть природы, микрокосм в макрокосме), учитывать возрастные особенности обучающихся. Необходима установка не на пассивное зазубривание, а на целенаправленное развитие задатков детей. Последнему Коменский иногда придавал идеалистический, теологический смысл: богом «семена всех наук посеяны в нас». Коменский не смог преодолеть противоречия между познанием «из природы» и познанием «из развития души». Впервые в истории педагогики Коменский построил систему дидактики как особую науку.
Его «четыре принципа» дидактики (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания причинных связей природы и рационально построенного закрепления знаний. Учитель, по Коменскому «слуга природы» и должен «подражать»; урок — основная форма занятий. Коменский боролся против папства и католицизма, клеймил алчность и моральное разложение католических священников. Передовые взгляды Коменского оказали большое влияние на последующей развитие педагогики в Чехии и других странах. Главные произведения Коменского, обеспечившие ему мировую известность: «Великая дидактика» (1632), «Открытая дверь к языкам» (1631), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).