Filslov.ru - Философия как предмет науки


Движение — способ, форма существования материи, её существеннейшее и неотъемлемое свойство. Движение, как и материя, вечно, несотворимо и неразрушимо. Мир есть движущаяся материя. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Источник движения находится в самой материи и движение поэтому не нуждается в объяснении посредством первоначального толчка или «двигателя» в виде творца, бога и прочих таинственных сил. Новые открытия в области физики, сделанные в конце XIX и первой половине XX в., полностью подтверждают марксистское учение о движении.

Таков, например, открытый физикой закон взаимосвязи массы и энергии. Согласно этому закону, нет. массы без энергии, и, наоборот, всякой массе соответствует определённое количество энергии, всякая энергия соответствует определённому количеству массы; с ускорением движения электрона растёт также его масса. Следовательно, современная наука уничтожила тот разрыв между материей и движением, который характерен для старого, метафизического естествознания, рассматривавшего материю вне движения, как косную, инертную массу.

Современные идеалисты в философии и физике, используя новые открытия, пытаются утвердить мнение, что движение нематериально, пытаются возродить идеалистический энергетизм (см.), который разоблачён Лениным в « Материализм и эмпириокритицизме» (см.). Такой, например, факт, как превращение фотона вблизи ядра в вещественную пару — электрон и позитрон, — рассматривается как рождение материи из чистой, нематериальной энергии движения, а обратное превращение их в фотоны характеризуется как уничтожение материи, рождение чистой энергии, чистого движения. В действительности же этот факт блестяще подтверждает учение диалектического материализма о движении и материи, об их неразрывности, ибо и фотоны, и электроны, и позитроны материальны и находятся в состоянии движения; превращение же их друг в друга есть превращение движущейся материи из одних форм в другие.

Внутренним импульсом всякого движения являются противоречия, борьба противоположностей. Уже самый простой вид движения—перемещение тела в пространстве — есть противоречие: относительно движущегося тела можно сказать, что оно в одно и то же время и находится в данном месте и не находится в ном. Диалектический материализм называет движением не только перемещение в пространстве, но всякое изменение вообще, наблюдаемое в природе и обществе. Основные формы движения: движение микрочастиц материи по специфическим законам (электроны, протоны и др.), механическое движение (перемещение тела в пространстве), физическое (молекулярное движение в виде теплоты, свет, электричество и др.), химическое (соединение и разложение атомов), органическое движение, или жизнь (клетка, организмы), сознание, общественная жизнь.

Каждая из этих форм движения имеет свои, только ей присущие особенности, и потому неправильно сводить высшие формы движения к низшим; законы мышления не могут быть объяснены одной биологией, изучающей законы органической жизни; в свою очередь функции организма не могут быть полностью объяснены физическими или механическими законами теплоты, тяжести и т. д. Столь же нелепо объяснять, например, экономические кризисы или революции солнечными пятнами или движением небесных тел, как это делают вульгарные буржуазные социологи. Пытаясь свести высшие формы движения к низшим, механисты обычно ссылаются на то, что высшие формы движения совершаются на основе физического, химического или механического движения. Но механические материалисты не понимают, что позиция формы движения являются в этом случае не основными, а побочными и что ими не исчерпывается существо высшей формы движения. «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?»

Формы движения материи взаимосвязаны и переходят Друг в друга: механическое движение при известных условиях превращается в физическую форму движения, физическое превращается в химическую форму движения и т. д. Движение имеет абсолютный, всеобщий характер, нигде и никогда не бывает абсолютного покоя, равновесия. Например, камень, дом, стол покоятся лишь по отношению к земле, но они движутся вместе с землёй вокруг её оси и вокруг солнца и вместе с солнечной системой. В то же время в предметах происходят внутримолекулярные и внутриатомные движения. Таким образом, покой, равновесие есть лишь момент движения. Только движение вечно, абсолютно, непреходяще.

Покой всегда относителен, временен. «Отдельное движение стремится к равновесию, а совокупное движение снова уничтожает отдельное равновесие». Марксистская философия рассматривает каждый предмет, каждое явление действительности в непрерывном движении, развитии и изменении, в процессе возникновения и уничтожения, разрушения и созидания. Видеть предметы в их возникновении и развитии, в их изменениях — значит находиться на почве самой действительности, значит выполнять одно из важнейших требований марксистского диалектического метода.