Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Время и пространство — основные формы существования материи. «...Основные формы всякого бытия,— говорит Энгельс, — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». Не существует пространства и времени, отдельных от материи, от материальных процессов. Пространство и время вне материи есть не больше чем пустая абстракция.
Единственно научную постановку и решение вопроса о пространстве и времени дал впервые в истории философии и естествознания диалектический материализм. Диалектический материализм ведёт борьбу как против идеализма, отрицающего объективную реальность пространства и времени и считающего их продуктом сознания, так и против метафизики, отрывающей материю от форм её существования. Энгельс дал всестороннюю критику метафизических измышлений Дюринга (см.), утверждавшего, что вначале мир находился в абсолютном покое, существовал якобы вне времени. Исходя из основных положений Энгельса о пространстве и времени и обобщая новые данные естествознания, В. И. Ленин обогатил диалектический материализм дальнейшей разработкой этого вопроса.
В борьбе с кантианско-махистским идеалистическим пониманием времени и пространства как форм человеческого созерцания Ленин подчёркивает и последовательно проводит положение о том, что признание объективной реальности времени и пространства есть неизбежный вывод из признания существования независимо от нашего сознания объективной реальности, т. е. движущейся материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени».
Ленин указывает, что основной гносеологический вопрос в применении к пространству и времени состоит в том, реальны пространство и время или это только продукты развивающейся человеческой мысли. Только диалектико-материалистическое решение этого вопроса, т. е. признание объективной реальности пространства и времени и отражения их в нашем сознании, создаёт научную основу для плодотворного исследования естествознанием вопроса об их физических свойствах.
С развитием естествознания наши представления о времени а пространстве изменяются, развиваются. В XVIII—XIX вв. физики, считая время и пространство объективной реальностью, рассматривали их вслед за Ньютоном (см.) как внешние формы материи, независимые от материи и движения.
Против материалистических представлений естествознания этого периода о пространстве и времени выступили немецкий идеалист Кант (см.) и его последователи. Огромное значение для развития естественно-научных представлений о пространстве и времени и для опровержения идеалистических и метафизических теорий имели открытия русской науки о закономерной связи пространства и времени как свойств материи с физико-химическими свойствами материальных тел. Выдающийся русский учёный Лобачевский (см.) обосновал зависимость геометрических свойств пространства от физических свойств материи, решительно выступил против идеалистических взглядов Канта и нанёс им сильнейший удар; он опроверг также метафизические представления геометрии Эвклида и механики Ньютона о пространстве и времени и этим подготовил почву для развития современных физических представлений о пространстве и времени.
Основополагающие идеи другого русского учёного, химика Бутлерова (см.), о пространственном расположении атомов в молекулах химических соединений и открытия в области кристаллографии выдающегося русского учёного Фёдорова, обосновавшего законы пространственного расположения атомов, ионов и молекул, образующих кристаллические структуры, также обогатили человеческие знания о пространственно-временных формах материи. Бутлеров, Фёдоров и их последователи обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, открыли роль пространственного расположения атомов в определении соответствующих физико-химических свойств материи.
Естествознание, раскрывая всё новые и новые физические свойства пространства и времени, подтверждает положения диалектического материализма об органической связи этих коренных форм существования материи друг с другом и с самой движущейся материей, взаимозависимость форм (пространства и времени) и содержания (материи).
Современные философские и «физические» идеалисты используют факт изменчивости человеческих представлений о пространстве и времени для «опровержения» объективной реальности пространства и времени. В этих целях, например, используется квантовая механика (см.). «Физические» идеалисты Бор и Гейзенберг предлагают отказаться от пространства и времени при описании микрочастиц, как от чего-то не вполне реального и не вполне познаваемого. «В классической физике, — пишет Гейзенберг, — целью исследования являлось определение объективных, протекающих в пространстве и времени, явлений... Однако в квантовой теории мы встречаемся с совершенно иным положением вещей... в квантовой механике вовсе не идёт речь об объективном установлении пространственно-временных событий».
Разоблачая реакционный характер попыток идеалистов опровергнуть единственно научное положение диалектического материализма о пространстве и времени как объективных формах движущейся материи, марксизм учит, что нельзя смешивать вопрос об изменчивости человеческих понятий о пространстве и времени с гносеологическим вопросом об их объективной реальности. Наши развивающиеся представления о пространстве и времени, отражая реальное время и пространство, дают нам относительное, неполное знание о них, но из этих относительных истин складывается абсолютная истина. «Физические» идеалисты смешивают эти два вопроса я, исходя из относительности ваших представлений о пространстве и времени, стремятся опровергнуть объективность пространства"' и времени.
Таким образом, диалектический материализм, отметая идеалистические вымыслы, учит в полном согласии с естествознанием, что пространство и время существуют объективно вне и независимо от нашего сознания, а наше познание всё более приспособляется «к объективному пространству и времени, все правильнее и глубже их отражая».